История театра

Государственный академический театр имени Моссовета, один из первых творческих коллективов, созданных советской властью, основан 3 марта 1923 года литератором и режиссером Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. Социально-политические задачи, которые диктовало время, определили адресную направленность театра — к новому, как тогда говорили, пролетарскому зрителю, с которым важно было найти взаимопонимание и установить доверительный диалог, что потребовало актуального содержания и поиска современных форм сценического искусства. Решение данных творческих задач способствовало формированию художественных принципов, оказавшихся, как показала история, плодотворными — это культура театра, высокие требования к мастерству и профессионализму каждого члена коллектива, широкий репертуарный диапазон, яркие актерские индивидуальности.

Сергей Прокофьев, художественный руководитель театра с 1923 по 1924 год
Здание театра в Каретном ряду, дом 3 (сад «Эрмитаж»)

Театр получил в своё полное распоряжение здание в саду «Эрмитаж». Афиша молодого коллектива, открывшегося спектаклем по пьесе Леонида Андреева «Савва», отличалась разнообразием и масштабом авторских имен: Гоголь и Дюма, Горький и Мериме, Островский и Ибсена, Пушкин и Бомарше, Луначарский и Голсуорси. В стремлении к актуализации репертуара театр ещё в 1924 году, за шесть лет до знаменитого фильма С. Протазанова, поставил спектакль «Праздник Святого Йоргена» по только что изданной повести Г. Бергстеда «Фабрика святых».

Труппа театра, 1924 год

С 1925 по 1940 год театром успешно руководил известный актер и режиссер Евсей Осипович Любимов-Ланской. Большой и творчески содержательный этап жизни театра МГСПС этого периода начался ставшим легендарным спектаклем «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, премьера которого в постановке Любимова-Ланского состоялась в 1925 году. Затем театр дважды (1951 и 1967 гг.) обращался к этой пьесе.

Евсей Любимов-Ланской, художественный руководитель театра с 1925 по 1940 год
Афиша спектакля «Шторм», посвященная 5-летию театра

В непростые годы формирования и становления молодого театра его репертуар во многом определяли произведения современных авторов: Ф. Гладкова, В. Киршона, А. Афиногенова, Н. Погодина, Л. Никулина, В. Шкваркина, А. Н. Толстого, многие из которых стали классиками советской драматургии. На сцену театра в это время выходили актеры, составившие в дальнейшем славу отечественного искусства: Борис Бабочкин, Василий Ванин, Ольга Викландт, Татьяна Пельтцер, Владимир Зельдин, Владимир Белокуров, Иван Берсенев, Софья Гиацинтова.

В 1938 году театру присвоено имя Московского совета.

Новая творчески яркая и плодотворная жизнь коллектива началась с приходом Юрия Александровича Завадского – актера и режиссера, ученика К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, возглавлявшего театр с 1940 по 1977 год.

Борис Оленин, Павел Герага, Ростислав Плятт, Мария Эттинген, Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Ольга Викландт, Михаил Названов в гастрольной поездке, 1940-е годы.

Выдающийся режиссер и педагог Ю. А. Завадский, человек «серебряного века», носитель высочайшей культуры, сформировал мощную и уникальную по своему творческому диапазону труппу, и эта традиция «актерского» театра сохраняется по сей день. Верными соратниками Завадского, внесшими огромный вклад в развитие театра, были режиссер Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф и главный художник театра Александр Павлович Васильев. В семидесятые годы его единомышленником и надежным помощником стал директор Лев Федорович Лосев, руководивший театром до 2000 г.

Ирина Анисимова-Вульф
Александр Васильев
Лев Лосев

В годы Великой Отечественной войны театр был в эвакуации. Творческая работа не прекращалась: играли спектакли в городах Чимкент и Алма-Ата, актерские бригады выезжали на фронт, давая многочисленные концерты бойцам действующей армии, выступали в госпиталях, на призывных пунктах и предприятиях тыла. Репертуар пополнился такими патриотическими произведениями, как «Надежда Дурова» К .Липскерова и А .Кочеткова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова.

Вернувшись из эвакуации в Москву театр расположился по старому адресу (сад «Эрмитаж»), но помещение нуждалось в капитальном ремонте, и в 1947 году коллективу временно предоставили сцену в специально перестроенном здании бывшего Введенского народного дома на площади Журавлева.

Театральное здание на площади Журавлева, дом 1

И только в 1959 году Театр имени Моссовета получает постоянную прописку — переезжает в новое здание, построенное в саду «Аквариум» по проекту архитектора М. С. Жирова.

Юрий Завадский, Вера Марецкая, Сергей Годзи, Алла Севастьянова, Наталья Ткачева, Борис Оленин, Николай Парфенов, Михаил Сидоркин и Георгий Слабиняк на трудовом субботнике на стройке нового здания театра, 1958 год
Новое здание театра в саду «Аквариум» на Б. Садовой улице, 16, 1960-е годы.

Театр имени Моссовета вписал в летопись российской сцены немало ярких страниц. Театральными легендами стали многие спектакли Ю. А. Завадского, среди которых, в первую очередь, надо назвать «Машеньку» с Верой Марецкой, ставшую первой постановкой знаменитой пьесы А. Афиногенова, «Маскарад» М. Лермонтова и «Отелло» У. Шекспира с Николаем Мордвиновым, «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира, «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского с Геннадием Бортниковым — Раскольниковым, Леонидом Марковым — Порфирием Петровичем и Ией Саввиной — Соней Мармеладовой.

Вера Марецкая в гримерной, 1960-е годы
Евсей Любимой-Ланской и Вера Марецкая в спектакле «Машенька», 1941 год
Сцена из спектакля «Виндзорские насмешницы», 1957 год
Николай Мордвинов в спектакле «Маскарад», 1963 год
Николай Мордвинов и Ирина Карташова в спектакле «Отелло», 1947 год
Геннадий Бортников и Леонид Марков в спектакле «Петербургские сновидения», 1969 год

В 1964 году за выдающиеся художественные достижения театру был присвоен статус «академического».

В историю отечественного театра вошли многие постановки пьес авторов с мировыми именами и ведущих драматургов страны, в которых играли великие моссоветовские артисты. Настоящими событиями культурной жизни стали спектакли с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта («Дальше — тишина» по пьесе В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» в постановке Анатолия Эфроса), Любови Орловой («Лиззи Маккей» по пьесе Ж. П. Сартра «Добродетельная проститутка», режиссер Ирина Анисимова-Вульф), Веры Марецкой («Орфей спускается в ад», спектакль Ирины Анисимовой-Вульф, ставший первой постановкой Теннесси Уильямса на советской сцене), Маргариты Тереховой и Леонида Маркова («Царская охота» Л. Зорина в постановке Романа Виктюка). Своеобразной творческой эстафетой мастерства стал спектакль Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, где заглавную роль в разные годы исполняли Раневская, Орлова, Марецкая, Шапошникова.

Анатолий Эфрос с участниками спектакля «Дальше — тишина», 1969 год
Николай Лебедев, Ирина Анисимова-Вульф, Юрий Завадский, Любовь Орлова, Владимир Сулимов, Жан-Поль Сартр после спектакля «Лиззи Мак-Кей», 1950-е годы
Леонид Марков и Маргарита Терехова в спектакле «Царская охота», 1977 год
Нелли Молчадская, Вадим Бероев, Николай Афонин, Ия Саввина, Фаина Раневская в спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1966 год

Незабываемым явлением истории российского театра останется первая постановка пьесы В. Розова «В дороге» (режиссер Ирина Анисимова-Вульф), ставшая дебютом на моссоветовской сцене юных Нины Дробышевой и Геннадия Бортникова.

Нина Дробышева и Геннадий Бортников в спектакле «В дороге», 1963 год

В 1968 году состоялась культовая премьера своего времени — «Глазами клоуна» по одноименному роману нобелевского лауреата Г. Белля с Геннадием Бортниковым, выступившим также режиссером спектакля (художественный руководитель постановки Ирина Анисимова-Вульф).

Геннадий Бортников в спектакле «Глазами клоуна», 1968 год
Геннадий Бортников и Маргарита Терехова в спектакле «Глазами клоуна», 1968 год

Театр имени Моссовета был и остается актерским театром. На его сцене блистали прославленные и всенародно любимые актеры: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Осип Абдулов, Серафима Бирман, Вадим Бероев, Сергей Цейц, Варвара Сошальская, Борис Иванов, Людмила Шапошникова, Георгий Жженов, Ирина Карташева, Михаил Погоржельский, Анатолий Адоскин, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Геннадий Бортников, Михаил Козаков, Александр Леньков, Юрий Кузьменков, Ия Саввина, Николай Парфенов, Николай Прокопович, Ян Арлазоров.

Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт на сборе труппы, 1960-е годы
Ростислав Плятт, Виктор Сигалов, Валентин Школьников, Ия Саввина, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Лев Лосев, 1976 год
Леонид Марков, Юрий Завадский, Георгий Жженов, Лев Лосев, 1970-е годы

В разные годы здесь играли такие известные актеры, как Михаил Названов, Ольга Пыжова, Михаил Астангов, Валентина Серова, Валентина Караваева, Борис Новиков, Олег Анофриев, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Игорь Старыгин и ныне здравствующие — Тамара Чернова, Наталья Тенякова, Марина Неелова, Ирина Муравьева, Олег Меньшиков, Евгений Киндинов, Николай Бурляев, Сергей Проханов, Андрей Ильин и многие другие. 

С 1977 по 1985 год, после ухода из жизни Ю. А. Завадского, художественное руководство осуществлялось президиумом Художественного совета в составе Льва Лосева, Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина.

Президиум Художественного совета: Ростислав Плятт, Людмила Шапошникова, Лев Лосев, Павел Хомский, Георгий Тараторкин, 1978 год

С 1985 по 2016 год театр возглавлял Павел Осипович Хомский, режиссер уникального творческого дарования, служивший в Театре имени Моссовета в качестве режиссера-постановщика с 1973 года.

Юрий Завадский и Павел Хомский на репетиции спектакля «День приезда — день отъезда», 1976 год

За сорок три года работы на моссоветовской сцене Павел Осипович Хомский создал сорок три спектакля. Его крупномасштабные постановки «На полпути к вершине» П. Устинова с Ростиславом Пляттом и Евгением Стебловым, «Царствие земное» Т. Уильямса с Георгием Жженовым, Борисом Ивановым и Валентиной Талызиной, «Егор Булычов» Максима Горького с Леонидом Марковым, «Суд над судьями» Т. Манна с Ростиславом Пляттом, Георгием Жженовым и Георгием Тараторкиным, «Цитата» Л. Зорина с Леонидом Марковым и Людмилой Шапошниковой, «Братья Карамазовы» с Ростиславом Пляттом, Геннадием Бортниковым, Георгием Тараторкиным, Ириной Муравьевой, Евгением Киндиновым и Евгением Стебловым и «Фома Опискин» по произведениям Ф. М. Достоевского с Сергеем Юрским, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана с Александром Домогаровым, «Белая гвардия» по М. Булгакову с Ольгой Остроумовой, Андреем Сергеевым и Александром Голобородько, «Король Лир» У. Шекспира с Михаилом Козаковым, «Мораль пани Дульской» с Валентиной Талызиной, «Римская комедия» Л. Зорина с Георгием Тараторкиным, Виктором Сухоруковым и Ольгой Остроумовой; а также музыкальные спектакли «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Иисус Христос — суперзвезда» и многие другие стали украшением репертуара и сценическими долгожителями. Так, первая российская версия рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», премьера которой состоялась в 1990 году, по сей день пользуется неизменным успехом у зрителей.

Геннадий Бортников, Георгий Тараторкин, Ростислав Плятт, Евгений Стеблов, Евгений Киндинов в спектакле «Братья Карамазовы», 1979 год
Олег Казанчеев и Ирина Климова в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда», 1990 год
Валерий Яременко в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда», 1990 год
Участники спектакля «Белая гвардия», 1993 год
Сергей Юрский, Павел Хомский, Евгений Стеблов на репетиции спектакля «Фома Опискин», 1995 год
Ольга Кабо, Александр Домогаров, Дмитрий Щербина в спектакле «Сирано де Бержерак», 2001 год
Михаил Козаков в спектакле «Король лир», 2003 год
Александр Домогаров в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 2012 год
Виктор Сухоруков и Георгий Тараторкин в спектакле «Римская комедия», 2014 год

В середине 60-х годов для показа экспериментальных работ и спектаклей «малой формы» был создан «Театр в фойе», где шла «гремевшая» на всю Москву «Эдит Пиаф» Бориса Щедрина по пьесе В. Легентова с Ниной Дробышевой в заглавной роли.

Нина Дробышева в спектакле «Эдит Пиаф», 1970 год
Сцена из спектакля «Эдит Пиаф», 1970 год

В 1978 году в Хамовниках открылась «Малая сцена», куда столичные зрители спешили посмотреть такие спектакли, как «Сашка» В. Кондратьева в постановке Гария Черняховского, «Пять углов» С. Коковкина в постановке Камы Гинкаса, «Печка на колесе» Н. Семеновой в постановке Бориса Щедрина.

Евгений Стеблов, Сергей Проханов, Нина Дробышева в спектакле «Пять углов», 1981 год
Сергей Проханов в спектакле «Сашка», 1981 год
Галина Дятловская, Юрий Кузьменков, Наталья Тенякова в спектакле «Печка на колесе», 1983 год

В 1990 году спектаклем по пьесе А. Камю «Калигула» режиссера Петра Фоменко с Олегом Меньшиковым в заглавной роли началась большая творческая жизнь сцены «Под крышей».

Олег Меньшиков и Петр Фоменко на репетиции спектакля «Калигула», 1990 год
Олег Меньшиков в спектакле «Калигула», 1990 год

Историю Театра имени Моссовета, ставшего за свою почти столетнюю деятельность художественным явлением творческой жизни страны, можно сравнить с антологией отечественного искусства двадцатого века. При стабильности института художественного руководства Театр имени Моссовета всегда был открыт для приглашенных режиссеров. Здесь ставили и знаменитости, и делающие первые шаги в профессии. На моссоветовской сцене шли спектакли Леонида Варпаховского, Григория Александрова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Леонида Хейфеца, Романа Виктюка, Генриетты Яновской, Камы Гинкаса, Ирины Данкман, Марка Вайля, Петра Штейна, Бориса Щедрина, Евгения Лазарева, Бориса Мильграма, Андрея Житикина, Гарри Черняховского, Валерия Саркисова, Вячеслава Спесивцева, Геннадия Тростянецкого, Марины Брусникиной, Нины Чусовой, Виктора Шамирова, Павла Сафонова.

Александр Леньков в спектакле «Пчелка», режиссер Ирина Данкман, 1982 год
Евгений Стеблов, Сергей Юрский, Наталья Тенякова в спектакле «Гедда Габлер», режиссер Кама Гинкас, 1983 год
Наталья Тенякова, Галина Дашевская, Ольга Остроумова, Эльвира Бруновская, Татьяна Бестаева в спектакле «Вдовий пароход», режиссер Генриетта Яновская, 1984 год
Георгий Жженов и Людмила Шапошникова в спектакле «На золотом озере», режиссер Борис Щедрин, 1992 год
Александр Домогаров, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин в спектакле «Мой бедный Марат», режиссер Андрей Житинкин, 1995 год
Александр Домогаров, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин в спектакле «Мой бедный Марат», режиссер Андрей Житинкин, 1995 год
Гоша Куценко и Виктор Шамиров в спектакле «Бог», режиссер Виктор Шамиров, 2004 год
Павел Деревянко и Маргарита Шубина в спектакле «Крошка Цахес», режиссер Нина Чусова, 2007 год

Оформляли моссоветовскую сцену легендарные художники — Владимир Фаворский, Александр Тышлер, Ниссон Шифрин, Вадим Рындин, Роберт Фальк, Меер Аксельрод, Виктор Шестаков, ведущие сценографы страны, представители разных школ и эстетических направлений — Иосиф Сумбаташвили, Валерий Левенталь, Николай Двигубский, Эдуард Кочергин, Март Китаев, Сергей Бархин, Энар Стенберг, Давид Боровский, Борис Мессерер, Даниил Лидер, Мария Рыбасова, Борис Бланк, Александр Бойм. Костюмы для спектаклей создавали Алла Коженкова, Виктория Севрюкова, Рустам Хамдамов, Ксения Шимановская, Павел Каплевич, Евгения Панфилова, Андрей Климов и другие. 

Со сцены театра звучала музыка прославленных советских и российских композиторов — Виссариона Шебалина, Рейнгольда Глиэра, Бориса Мокроусова, Василия Соловьева-Седого, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Бориса Шехтера, Марка Фрадкина, Вано Мурадели, Арама Хачатуряна, Платона Майбороды, Эдуарда Артемьева, Кара Караева, Альфреда Шнитке, Юрия Саульского, Микаэла Таривердиева, Софьи Губайдуллиной, Николая Каретникова, Владимира Дашкевича, Оскара Фельцмана, Владимира Мартынова, в том числе, написанная специально для спектаклей театра.

Особую страницу в жизни театра открыл приход в труппу в 1978 году актера, режиссера и драматурга Сергея Юрского. На моссоветовской сцене в режиссуре Юрского шли спектакли: «Тема с вариациями» С. Алешина, «Правда — хорошо, а счастье лучше»(последний спектакль с участием Фаины Раневской), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова, «Орнифль, или сквозной ветерок» Ж. Ануя, а также три постановки —«Предбанник», «Полонез, или Вечер абсурда», “Reception” по его собственным пьесам, написанным под псевдонимом Игорь Вацетис. 

Ростислав Плятт, Маргарита Терехова, Сергей Юрский в спектакле «Тема с вариациями», 1979 год
Фаина Раневская и Сергей Юрский в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше», 1980 год
Сергей Юрский и Нина Дробышева в спектакле «Похороны в Калифорнии», 1982 год
Леонид Евтифьев, Александр Леньков, Александр Яцко в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1997 год
Валерий Сторожик и Сергей Юрский в спектакле «Орнифль, или сквозной ветерок», 1986 год
Сергей Юрский с участниками спектакля «Предбанник», 2006 год
Елена Валюшкина и Сергей Юрский в спектакле “Reception”, 2018 год

Многие годы одухотворенно и плодотворно работает в театре Юрий Иванович Еремин. В своих оригинальных ярких авторских спектаклях режиссер всегда создает своеобразное художественное пространство. Среди его постановок — «У врат царства» К. Гамсуна, «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, «Не будите мадам» Ж. Ануя, «Муж, жена и любовник» по произведениям «Вечный муж» Ф. М. Достоевского и «Провинциалка» И. С. Тургенева, «Серебряный век» М. Рощина, «Учитель танцев» Л. Де Вега, «Царство отца и сына» по А. К. Толстому, «Р. Р. Р.» («Преступление и наказание») и «Идиот» по романам Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову и многие другие работы режиссера по праву пользующиеся большой популярностью у зрителей.

Ольга Остроумова в спектакле «Мадам Бовари», 1995 год
Евгений Лазарев и Анатолий Адоскин в спектакле «Мадам Бовари», 1995 год
Ольга Остроумова и Георгий Тараторкин в спектакле «Не будите мадам», 1998 год
Александр Леньков и Александр Яцко в спектакле «Не будите мадам», 1998 год
Валентин Гафт в спектакле «Муж, жена и любовник», 2002 год
Александр Яцко и Валентин Гафт в спектакле «Муж, жена и любовник», 2002 год
Сцена из спектакля «Серебряный век», 2001 год

Поставив в 2004 году на сцене Театра имени Моссовета «Чайку» А. Чехова, Андрей Сергеевич Кончаловский, выдающийся кино- и театральный режиссер, задумал и осуществил свою творческую мечту — создал трилогию по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» с одним составом актеров.

Евгений Стеблов, Анатолий Адоскин, Юлия Высоцкая, Ирина Розанова в спектакле «Чайка», 2004 год

После ухода из жизни в 2016 году П. О. Хомского творческую политику театра определял режиссерский триумвират — Ю. И. Еремин, А. С. Кончаловский, С. Ю. Юрский в союзе с директором театра В. Т. Панфиловой.

В сентябре 2020 года художественным руководителем театра стал заслуженный деятель РФ Евгений Жозефович Марчелли, известный режиссер, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Использованы фотографии Ирины Лавриной, Елены Лапиной, Сергея Петрова, Веры Петрусовой, а также из архива Театра имени Моссовета.

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×