Александр Васильев

Народный художник РСФСР,
Член-корреспондент Академии художеств СССР
11 января 1911—10 ноября 1990

Биография

Окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, где обучался у Е. Н. Якуба и С. Н. Николаева.
Сразу после окончания МАХУ в 1930 году началась его активная творческая деятельность. Свой первый спектакль оформил в 1931 году в Драматическом театре (г. Чита), сразу же заявив о себе как смелом экспериментаторе, усвоившем уроки русского конструктивизма, идеи В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова.
В 1932 году переехал на родину — в Самару, где на сцене Самарского краевого драматического театра оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» И. Прута, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского.
В предвоенное десятилетие, работал в драмтеатрах Архангельска, Владивостока, Кирова, Куйбышева и Ростова-на-Дону, где состоялось его знакомство с Юрием Александровичем Завадским, переросшее в плодотворное творческое сотрудничество.
В годы Великой Отечественной войны А. П. Васильев прошел путь от бойца трудового фронта в Карелии до главного художника фронтовых театров Всероссийского театрального общества. С театральными и концертными группами он совершил множество поездок по фронтам. Александр Павлович умел минимальными средствами создать костюмы к постановкам военного времени, изобрел удобную в походных условиях систему разборных декораций. 
В 1945 году А. П. Васильев начал работать в столичных театрах, в 1947 вступил в Союз художников СССР. 
С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М. Н. Ермоловой, где оформил спектакли «Пушкин» Н. Глебы, «Европейская хроника» А. Арбузова и многие другие. 
С 1954 года по приглашению Ю. А. Завадского – главный художник Театра имени Моссовета, где за 20 лет работы оформил более 45-ти спектаклей, включая такие известные постановки как «Кража» Дж. Лондона, «Дали неоглядные» Н. Вирты, «Леший» А. П. Чехова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «В дороге» и «Затейник» В. Розова, «Милый лжец» Дж. Килти, «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского, «Последняя жертва» А. Н. Островского.
Одной из самых знаменитых постановок, в которой А. П. Васильев как художник работал в соавторстве с Ю. А. Завадским, стал легендарный спектакль «Петербургские сновидения» по мотивам романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Спектакли в сценографии Васильева шли и на других столичных сценах: в Большом и Малом театрах, во МХАТе им. М. Горького, в театре имени А. С. Пушкина, театре имени Ленинского комсомола, театре Сатиры и театре на Малой Бронной.
В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе Александр Павлович был удостоен Гран-при за панно «Русская и советская опера». Имел много других наград, отечественных и зарубежных.
В 1962-66 годах возглавлял секцию художников театра и кино МОСХ, с 1966 занимал должность секретаря правления Союза художников СССР. С 1980 года был президентом Советского центра Международной ассоциации сценографов и театральных технологов.
В 1976 году Александр Павлович ушел со службы в Театре имени Моссовета и сосредоточился на живописи. Работы А. П. Васильева хранятся в музеях Большого театра России, Московского художественного театра имени А. П. Чехова, Государственном музее А. С. Пушкина, в других российских музеях, включая провинциальные, а также в частных коллекциях.

Спектакли в Театре имени Моссовета:
«Кража» Дж. Лондона — художник (1954),
«Кто смеется последним» К. Крапивы – художник в соавторстве с Б. Ефимовым (1954),
«Первая весна» Г. Николаевой, С. Радзинского – художник (1955),
«Лиззи Мак-Кей» Ж.–П. Сартра — художник (1955),
«Алпатов» Л. Зорина – художник (1956),
«Трое» Максима Горького – художник (1956),
«Запутанный узел» М. Маклярского, Л. Шейнина – художник (1957),
«Дали неоглядные» Ню Вирты – художник (1957),
«Опасная профессия» В. Соловьева – художник (1958),
«Битва в пути» Г. Николаевой, С. Радзинского – художник (1959),
«Тревожная ночь» Г. Мдивани — художник (1959),
«Выгодный жених» Братьев Тур — художник (1959),
«Первое свидание» Т. Сытиной – художник (1960),
«Леший» А. П. Чехова – сценография (1960),
«Три камня веры» Н. Вирты – сценография (1960),
«Летом небо высокое» Н. Вирты – художник (1960),
«Василий Теркин» А. Твардовского – художник (1961),
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса – сценография (1961),
«Антей» Н. Зарудного – художник (1961),
«Бунт женщин» Н. Хикмета, В. Комиссаржевского – сценография (1962),
«Пора любви» В. Катаева – сценография (1962),
«Ночной разговор» А. Соснина – сценография (1962),
«В дороге» В. Розова – сценография (1963),
«Милый лжец» Дж. Килти – сценография (1963),
«На диком бреге» Б. Полевого – художник (1964),
«Объяснение в ненависти» И. Штока – сценография (1964),
«Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского – художник (1964),
«Сверчок» Т. Кожушника — сценография (1965),
«Чья-то жизнь» Д. Холендро – художник (1965),
«Поезда расходятся» И. Ольшанского, Н. Рудневой – художник (1965),
«Затейник» В. Розова – художник (1966),
«Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» Ю. Смуула – сценография (1966),
«Шторм» В. Билль-Белоцерковского – художник (1967),
«Дуэль» М. Байджиева – художник (1968),
«Петербургские сновидения» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — художник (1969),
«Спектакль-концерт». Литературно-драматическая композиция Б. В. Яковлева –
сценография (1970),
«Несколько тревожных дней» («Сочтемся славою») Я. Волчек – художник (1970),
«Сказка о девочке-неудаче» Е. Гвоздева — художник (1971),
«…золото, золото – сердце народное!». Литературная композиция В. Рогова по 
произведениям Н. А. Некрасова – сценография в соавторстве с В. Султановым (1971),
«Василий Теркин» А. Твардовского – художник (1972),
«Третьего не дано» В. Азерникова – сценография (1972),
«Последняя жертва» А. Н. Островского – художник (1973),
«Бабье лето» З. Чернышевой – художник (1974),
«Тощий приз» Э. Кинтеро – сценография (1974),
«Возможны варианты» В. Азерникова – сценография (1975).

Александр Павлович Васильев скончался в Москве 10 ноября 1990 года.
Похоронен на Троекуровском кладбище.

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×