Серафима Бирман

Народная артистка РСФСР,
Лауреат Сталинской премии
10 августа 1890—11 мая 1976

Биография

Великая театральная актриса, режиссер, педагог, обладательница необычайно широкого актерского диапазона. Играла как остро комедийные роли, так и трагические. 
Родилась в Кишиневе. Окончила частные Курсы драмы А. И. Адашева, где преподавали актеры МХТ и легендарный «Сулер», сподвижник Станиславского, режиссер и педагог Л. А. Сулержицкий. 
В 1911-1913 годах — актриса МХТ, где дебютировала в роли Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, а затем сыграла Леночку Лобастову («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина), «голос» в пушкинском «Пире во время чумы» («Он сумасшедший!..»), девицу Перепелицыну («Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому) и другие роли.
В 1913-1936 годах — актриса Первой студии МХТ (при этом продолжала играть в МХТ), а затем — МХАТ-II.
Среди ролей в Первой студии — г-жа Босс в «Гибели „Надежды“» Г. Гейерманса, а также Августа в «Празднике мира» Г. Гауптмана и Вдовствующая королева в «Эрике XIV» (оба в постановке Е. Вахтангова).
В годы Первой мировой войны, будучи артисткой Первой студии МХТ, работала сестрой милосердия. 
В спектаклях МХАТ-II сыграла Анну Трощину в «Чудаке» А. Афиногенова, Двойру в «Закате» И. Бабеля, маникюршу Тамару в «Евграфе — искателе приключений» А. Файко, Виоланту в «Испанском священнике» Флетчера, Улиту в «Тени освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, королеву Анну в инсценировке «Человек, который смеется» В. Гюго.
Здесь в 1923 году Бирман дебютировала и как режиссер, поставив спектакль «Любовь — книга золотая» А. Толстого.
В 1936-1938 гг. после закрытия МХАТ-II вместе с И. Берсеневым и С. Гиацинтовой работала в Театре МОСПС, а затем стала одним из основателей Театра им. Ленинского комсомола, где помимо актерской работы активно занималась режиссурой, поставив спектакли: «Зыковы» М. Горького (1940), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942); «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хелман (1945), «Под каштанами Праги» (1945) и «Русский вопрос» (1947) К. Симонова.
В 1959 году вступила в труппу Театра имени Моссовета, бывший МОСПС. 

Роли и постановки С. Г. Бирман в Театре имени Моссовета:
Исполнительница заглавной роли и постановщик спектакля «Васса Железнова» Максима Горького (1936),
Мать — «Салют, Испания!» А. Афиногенова (1936),
«Маленькие трагедии» («Каменный гость») А. С. Пушкина – постановщик спектакля (1937),
«Вечер памяти А. С. Пушкина» — постановщик спектакля (1937),
«Сыновья» К. Финна — постановщик спектакля (1937),
Марья Васильевна Войницкая — «Леший» А. П. Чехова (1960),
Сиделка Портер — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1961),
Хима Стратоновна Верба — «Антей» М. Зарудного (1961),
Фтататита — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1964),
Софья Петровна Карпухина — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1964),
Поэтесса — «Бунт женщин» Н. Хикмета и В. Комиссаржевский (1966),
Пожилая учительница — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1967),
Мари де Сент-Экзюпери — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина (1967),
Ведущая — «Спектакль-концерт» (1970).

Снималась в кинофильмах:
«Закройщик из Торжка», «Конец Санкт-Петербурга», «Победа женщины», «Девушка с коробкой», «Друзья», «Валерий Чкалов», «Иван Грозный», «Безумный день», «Обыкновенный человек», «Дон Кихот», «Человек с ружьем».

Автор книг «Путь актрисы», «Труд актера», «Судьбой дарованные встречи».

Скончалась 11 мая 1976 года. Покоится на Новодевичьем кладбище (колумбарий).

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×