Георгий Жженов

Народный артист СССР,
Лауреат Государственной премии РСФСР
22 марта 1915—8 декабря 2005

Биография

Жизнь и творческий путь Георгия Степановича Жженова, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР является наглядным отражением тех сложных виражей истории, которыми так богата жизнь нашей страны. В 1932 г., закончив ленинградский эстрадно-цирковой техникум, он поступает в театральное училище в класс педагога С. А. Герасимова. После окончания училища Георгий Жженов начинает свой творческий путь артистом киностудий «Ленфильм» и «Белгоскино». Но счастливо начавшаяся кинокарьера обрывается самым драматическим образом. Дважды с перерывом в два года (с 1938 по 1946 гг. и с 1947 по 1954 гг.) актер был осужден по печально знаменитой «пятьдесят восьмой статье» со всеми вытекающими последствиями: первый срок он отбывал в страшных лагерях Дальстроя НКВД под Магаданом, а второй — в заполярном Норильске, где последние два года уже был артистом драматического театра им. Вл. Маяковского. Трудный и долгий путь прошел Георгий Степанович после реабилитации в пятидесятых годах — от человека, лишенного всех прав, до одного из самых популярных артистов театра и кино, всенародно любимого и всенародно признанного.
Вернувшись в Ленинград, он работает в областном драматическом театре, а затем в театре им. Ленсовета, играет много, самые разные роли русского и зарубежного репертуара. В числе лучших его работ этого времени — Герман («Таня» А. Арбузова), Нил («Мещане» М. Горького), Астров («Дядя Ваня» А. Чехова), Никита («Власть тьмы» Л. Толстого), Рипафратта («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Теодоро («Собака на сене» Л. де Вега) и другие. 
В 1968 г. Ю. А. Завадский приглашает Г. С. Жженова в труппу театра имени Моссовета. И с этого времени творческая судьба и вся жизнь Георгия Степановича неразрывно связана с Москвой, с городом который поистине стал для него родным. На сцене театра имени Моссовета, он сыграл ряд значительных ролей, раскрывших новые грани его индивидуальности. При всей их разнохарактерности это фигуры сильные, масштабные, сыгранные ярко и выразительно. Большими художественными удачами можно назвать работы актера в таких спектаклях, как «Ленинградский проспект» И. Штока (Забродин), «Вечерний свет» А. Арбузова (Пальчиков), «Царствие земное» Т. Уильямса (Цыпленок), «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова (Хозяин).
Серьезной этапной ролью стал старый адмирал Панаев в спектакле по пьесе А. Штейна «Черный гардемарин». Жженову удалось показать богатство души, нравственную стойкость этого человека, его умение сочетать высокие понятия о чести, долге, порядочности с глубокой человечностью. Работа над ролью прокурора Лоусона в пьесе «Суд над судьями» Э. Манна, сыгранная с присущими ему темпераментом и человеческой убедительностью, принесла актеру вполне заслуженный успех. Логически и эмоционально выверенная, эта работа продемонстрировала высокое мастерство артиста, его тонкое понимание замысла драматурга и режиссерской концепции спектакля. В спектакле «Он пришел» Дж. Б. Пристли Георгий Степанович играл инспектора Гуля — роль, являющуюся стержнем спектакля, играл просто, спокойно, практически без грима. Он был абсолютно органичен и убедителен, говоря о нравственности, напоминая о справедливости и доброте.
Спектакль «На Золотом озере» Э. Томпсона шел на сцене театра имени Моссовета двенадцать лет при переполненном зале. За эти годы он перебрался со «Сцены под крышей» в большой зал и пользовался таким же успехом. Это история сентиментальная, трогательная, но без слащавости, с легким юмором рассказывающая о жизни и любви двух очень пожилых людей, о событиях их прожитой жизни, о ценности человеческих отношений. Норман Тэйер в исполнении Георгия Жженова по-актерски подтянут, импозантен и сокрушительно обаятелен. В этой роли в полной мере проявились воспитанные психологической школой русского театра лучшие черты артиста — умение передать мысль и чувства героя, раскрыть его человеческую сущность и внутренний мир. Его игра при скупости внешних приемов всегда отличается необыкновенно сильной внутренней концентрацией: ничего лишнего, ничего случайного — только точность, сдержанность, прицельное исследование сути образа или явления. И в этом весь Жженов — актер высочайшего мастерства. И в театре, и в кино он всегда играл надежных, крепко стоящих на ногах мужчин, всегда был по-габеновски значителен и немногословен. Сыгранные им герои без страха смотрели в лицо и жизни, и смерти, в них отсутствовал ложный пафос, но всегда была правда.
Очень часто кинорежиссеры, приглашая Георгия Степановича, на ту или иную роль прежде всего рассчитывали на его актерское и человеческое обаяние, амплуа «надежного мужика». В силу известных причин, изголодавшись по творческой работе, Жженов соглашался и играл в сущности однотипные персонажи, и каждый раз каким-то таинственным образом делал это так, что идеологическая накипь испарялась, а на первый план выходили мужественность и человечность. Георгий Степанович Жженов — один из самых популярных и узнаваемых артистов кино. На его счету в целом около ста кинофильмов. Его киногерои широко известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. Фильмы «Горячий снег», «Конец Любавиных», «Тишина», трилогии «Ошибка резидента» и «Сатурн», «Берегись автомобиля», «Журавушка», «Вся королевская рать», «Экипаж» и многие другие составили славу отечественного кинематографа и вошли в золотой фонд нашей культуры. В 2003 г. артист сам стал героем 6-ти серийного документального фильма «Русский крест» о жизни и главных вехах его уникальной биографии. 
Масштаб личности Г. С. Жженова проявился и в его литературном даровании. Он автор более десяти книг. Размышления о судьбе, о профессии, встречи с интересными людьми — именно об этом пишет Георгий Степанович. Но есть среди его произведений совершенно особые, посвященные страшным годам лагерной жизни на Колыме и в заполярном Норильске:"От «Глухаря» до «Жар-птицы», «Омчагская долина», «Прожитое».
Человек большой внутренней энергии Георгий Степанович много сил и времени отдавал общественной деятельности. Он активно занимался военно-шефской работой, выступая в госпиталях и воинских частях. Непременный и постоянный участник российских и международных кино- и театральных фестивалей. Авторитет личности Г. С. Жженова настолько высок, что он много лет был членом Комиссии по помилованию при Президенте России, а с 2004 г. — стал членом созданного Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Георгий Степанович Жженов скончался 8 декабря 2005 года.

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×