Государственный академический театр имени Моссовета, один из первых творческих коллективов, созданных советской властью, основан 3 марта 1923 года литератором и режиссером Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов.
Театр получил в своё полное распоряжение здание в саду «Эрмитаж». Афиша молодого коллектива, открывшегося спектаклем по пьесе Леонида Андреева «Савва», отличалась разнообразием и масштабом авторских имен: Гоголь и Дюма, Горький и Мериме, Островский и Ибсена, Пушкин и Бомарше, Луначарский и Голсуорси. В стремлении к актуализации репертуара театр ещё в 1924 году, за шесть лет до знаменитого фильма С. Протазанова, поставил спектакль «Праздник Святого Йоргена» по только что изданной повести Г. Бергстеда «Фабрика святых».
С
В непростые годы формирования и становления молодого театра его репертуар во многом определяли произведения современных авторов: Ф. Гладкова, В. Киршона, А. Афиногенова, Н. Погодина, Л. Никулина, В. Шкваркина, А. Н. Толстого, многие из которых стали классиками советской драматургии. На сцену театра в это время выходили актеры, составившие в дальнейшем славу отечественного искусства: Борис Бабочкин, Василий Ванин, Ольга Викландт, Татьяна Пельтцер, Владимир Зельдин, Владимир Белокуров, Иван Берсенев, Софья Гиацинтова.
В
Новая творчески яркая и плодотворная жизнь коллектива началась с приходом Юрия Александровича Завадского – актера и режиссера, ученика К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, возглавлявшего театр с 1940 по 1977 год.
Выдающийся режиссер и педагог Ю. А. Завадский, человек «серебряного века», носитель высочайшей культуры, сформировал мощную и уникальную по своему творческому диапазону труппу, и эта традиция «актерского» театра сохраняется по сей день. Верными соратниками Завадского, внесшими огромный вклад в развитие театра, были режиссер Ирина Сергеевна
В годы Великой Отечественной войны театр был в эвакуации. Творческая работа не прекращалась: играли спектакли в городах Чимкент и
Вернувшись из эвакуации в Москву театр расположился по старому адресу (сад «Эрмитаж»), но помещение нуждалось в капитальном ремонте, и в 1947 году коллективу временно предоставили сцену в специально перестроенном здании бывшего Введенского народного дома на площади Журавлева.
И только в 1959 году Театр имени Моссовета получает постоянную прописку — переезжает в новое здание, построенное в саду «Аквариум» по проекту архитектора М. С. Жирова.
Театр имени Моссовета вписал в летопись российской сцены немало ярких страниц. Театральными легендами стали многие спектакли Ю. А. Завадского, среди которых, в первую очередь, надо назвать «Машеньку» с Верой Марецкой, ставшую первой постановкой знаменитой пьесы А. Афиногенова, «Маскарад» М. Лермонтова и «Отелло» У. Шекспира с Николаем Мордвиновым, «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира, «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского с Геннадием Бортниковым — Раскольниковым, Леонидом Марковым — Порфирием Петровичем и Ией Саввиной — Соней Мармеладовой.
В 1964 году за выдающиеся художественные достижения театру был присвоен статус «академического».
В историю отечественного театра вошли многие постановки пьес авторов с мировыми именами и ведущих драматургов страны, в которых играли великие моссоветовские артисты. Настоящими событиями культурной жизни стали спектакли с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта («Дальше — тишина» по пьесе В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» в постановке Анатолия Эфроса), Любови Орловой («Лиззи Маккей» по пьесе Ж. П. Сартра «Добродетельная проститутка», режиссер Ирина
Незабываемым явлением истории российского театра останется первая постановка пьесы В. Розова «В дороге» (режиссер Ирина
В 1968 году состоялась культовая премьера своего времени — «Глазами клоуна» по одноименному роману нобелевского лауреата Г. Белля с Геннадием Бортниковым, выступившим также режиссером спектакля (художественный руководитель постановки Ирина
Театр имени Моссовета был и остается актерским театром. На его сцене блистали прославленные и всенародно любимые актеры: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Осип Абдулов, Серафима Бирман, Вадим Бероев, Сергей Цейц, Варвара Сошальская, Борис Иванов, Людмила Шапошникова, Георгий Жженов, Ирина Карташева, Михаил Погоржельский, Анатолий Адоскин, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Геннадий Бортников, Михаил Козаков, Александр Леньков, Юрий Кузьменков, Ия Саввина, Николай Парфенов, Николай Прокопович, Ян Арлазоров.
В разные годы здесь играли такие известные актеры, как Михаил Названов, Ольга Пыжова, Михаил Астангов, Валентина Серова, Валентина Караваева, Борис Новиков, Олег Анофриев, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Игорь Старыгин и ныне здравствующие — Тамара Чернова, Наталья Тенякова, Марина Неелова, Ирина Муравьева, Олег Меньшиков, Евгений Киндинов, Николай Бурляев, Сергей Проханов, Андрей Ильин и многие другие.
С 1977 по 1985 год, после ухода из жизни Ю. А. Завадского, художественное руководство осуществлялось президиумом Художественного совета в составе Льва Лосева, Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина.
С 1985 по 2016 год театр возглавлял Павел Осипович Хомский, режиссер уникального творческого дарования, служивший в Театре имени Моссовета в качестве
За сорок три года работы на моссоветовской сцене Павел Осипович Хомский создал сорок три спектакля. Его крупномасштабные постановки «На полпути к вершине» П. Устинова с Ростиславом Пляттом и Евгением Стебловым, «Царствие земное» Т. Уильямса с Георгием Жженовым, Борисом Ивановым и Валентиной Талызиной, «Егор Булычов» Максима Горького с Леонидом Марковым, «Суд над судьями» Т. Манна с Ростиславом Пляттом, Георгием Жженовым и Георгием Тараторкиным, «Цитата» Л. Зорина с Леонидом Марковым и Людмилой Шапошниковой, «Братья Карамазовы» с Ростиславом Пляттом, Геннадием Бортниковым, Георгием Тараторкиным, Ириной Муравьевой, Евгением Киндиновым и Евгением Стебловым и «Фома Опискин» по произведениям Ф. М. Достоевского с Сергеем Юрским, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана с Александром Домогаровым, «Белая гвардия» по М. Булгакову с Ольгой Остроумовой, Андреем Сергеевым и Александром Голобородько, «Король Лир» У. Шекспира с Михаилом Козаковым, «Мораль пани Дульской» с Валентиной Талызиной, «Римская комедия» Л. Зорина с Георгием Тараторкиным, Виктором Сухоруковым и Ольгой Остроумовой; а также музыкальные спектакли «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Иисус Христос — суперзвезда» и многие другие стали украшением репертуара и сценическими долгожителями. Так, первая российская версия
В середине
В 1978 году в Хамовниках открылась «Малая сцена», куда столичные зрители спешили посмотреть такие спектакли, как «Сашка» В. Кондратьева в постановке Гария Черняховского, «Пять углов» С. Коковкина в постановке Камы Гинкаса, «Печка на колесе» Н. Семеновой в постановке Бориса Щедрина.
В 1990 году спектаклем по пьесе А. Камю «Калигула» режиссера Петра Фоменко с Олегом Меньшиковым в заглавной роли началась большая творческая жизнь сцены «Под крышей».
Историю Театра имени Моссовета, ставшего за свою почти столетнюю деятельность художественным явлением творческой жизни страны, можно сравнить с антологией отечественного искусства двадцатого века. При стабильности института художественного руководства Театр имени Моссовета всегда был открыт для приглашенных режиссеров. Здесь ставили и знаменитости, и делающие первые шаги в профессии. На моссоветовской сцене шли спектакли Леонида Варпаховского, Григория Александрова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Леонида Хейфеца, Романа Виктюка, Генриетты Яновской, Камы Гинкаса, Ирины Данкман, Марка Вайля, Петра Штейна, Бориса Щедрина, Евгения Лазарева, Бориса Мильграма, Андрея Житикина, Гарри Черняховского, Валерия Саркисова, Вячеслава Спесивцева, Геннадия Тростянецкого, Марины Брусникиной, Нины Чусовой, Виктора Шамирова, Павла Сафонова.
Оформляли моссоветовскую сцену легендарные художники — Владимир Фаворский, Александр Тышлер, Ниссон Шифрин, Вадим Рындин, Роберт Фальк, Меер Аксельрод, Виктор Шестаков, ведущие сценографы страны, представители разных школ и эстетических направлений — Иосиф Сумбаташвили, Валерий Левенталь, Николай Двигубский, Эдуард Кочергин, Март Китаев, Сергей Бархин, Энар Стенберг, Давид Боровский, Борис Мессерер, Даниил Лидер, Мария Рыбасова, Борис Бланк, Александр Бойм. Костюмы для спектаклей создавали Алла Коженкова, Виктория Севрюкова, Рустам Хамдамов, Ксения Шимановская, Павел Каплевич, Евгения Панфилова, Андрей Климов и другие.
Со сцены театра звучала музыка прославленных советских и российских композиторов — Виссариона Шебалина, Рейнгольда Глиэра, Бориса Мокроусова, Василия
Особую страницу в жизни театра открыл приход в труппу в 1978 году актера, режиссера и драматурга Сергея Юрского. На моссоветовской сцене в режиссуре Юрского шли спектакли: «Тема с вариациями» С. Алешина, «Правда — хорошо, а счастье лучше»(последний спектакль с участием Фаины Раневской), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова, «Орнифль, или сквозной ветерок» Ж. Ануя, а также три постановки —«Предбанник», «Полонез, или Вечер абсурда», “Reception” по его собственным пьесам, написанным под псевдонимом Игорь Вацетис.
Многие годы одухотворенно и плодотворно работает в театре Юрий Иванович Еремин. В своих оригинальных ярких авторских спектаклях режиссер всегда создает своеобразное художественное пространство. Среди его постановок — «У врат царства» К. Гамсуна, «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, «Не будите мадам» Ж. Ануя, «Муж, жена и любовник» по произведениям «Вечный муж» Ф. М. Достоевского и «Провинциалка» И. С. Тургенева, «Серебряный век» М. Рощина, «Учитель танцев» Л. Де Вега, «Царство отца и сына» по А. К. Толстому, «Р. Р. Р.» («Преступление и наказание») и «Идиот» по романам Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову и многие другие работы режиссера по праву пользующиеся большой популярностью у зрителей.
Поставив в 2004 году на сцене Театра имени Моссовета «Чайку» А. Чехова, Андрей Сергеевич Кончаловский, выдающийся кино- и театральный режиссер, задумал и осуществил свою творческую мечту — создал трилогию по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» с одним составом актеров.
После ухода из жизни в 2016 году П. О. Хомского творческую политику театра определял режиссерский триумвират — Ю. И. Еремин, А. С. Кончаловский, С. Ю. Юрский в союзе с директором театра В. Т. Панфиловой.
В сентябре 2020 года художественным руководителем театра стал заслуженный деятель РФ Евгений Жозефович Марчелли, известный режиссер, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».
Использованы фотографии Ирины Лавриной, Елены Лапиной, Сергея Петрова, Веры Петрусовой, а также из архива Театра имени Моссовета.