Андрей Кончаловский: Режиссура перестала быть героической профессией

Знаменитый режиссер отметил 45-летие своей творческой деятельности

У Кончаловского — двойной юбилей. Не успел он в августе отпраздновать семидесятилетие, как подоспела другая круглая дата — 45 лет творческой деятельности. По этому случаю мэтр отечественного кино провел мастер-класс для студентов театральных и киновузов, на котором побывала корреспондент «КП». На этот раз вопросы задавали студенты, а Кончаловский отвечал, как обычно, в своем парадоксальном стиле.

«Мечтаю пересечь на верблюдах пустыню Гоби»

 — Студенты, как собаки, их нельзя надолго оставить, за ними надо ухаживать, иначе они дичают, — так начал встречу с будущими режиссерами Кончаловский, ответив на вопрос, не собирается ли он вести класс во ВГИКе. — Я не могу взять на себя такую ответственность. Много снимаю, ставлю спектакли, люблю путешествовать. Я - эгоист и очень дорожу своим временем. Мне еще столько хочется увидеть!.. А лучший способ увидеть мир — это снимать кино. И еще мечтаю на верблюдах пересечь пустыню Гоби.

Я бы вообще отговаривал молодежь идти в киноинституты. Сегодня быть режиссером гораздо труднее, чем 30 лет назад. Кино перестало быть… героической профессией. Нужно быть уверенным, убежденным, уметь себя продавать. Не торговать собой, а продавать свои идеи. В жестоком мире конкуренции и телевидения, которое снижает планку. Поток не может быть штучным. Рынок победил искусство, он диктует правила игры. На зрителя обрушился поток информации — из Интернета, телевидения, с улицы. Повсюду какие-то афиши, картинки, глянец. Зритель задыхается от этой диареи образов.

«Жена — талантливая актриса»

 — Андрей Сергеевич, какие у вас любимые режиссеры?

 — Есть несколько любимых режиссеров, с которыми мысленно я постоянно советуюсь и у которых много заимствую. Правда, некоторые говорят, что я краду их идеи, и называют это плагиатом. Действительно, я нахожусь под влиянием Феллини, Бергмана и Куросавы. И не стесняюсь признаться и даже горжусь, что черпаю вдохновение у них. 

 — Вы сказали, что ваш любимый режиссер — Федерико Феллини. Не с него ли взяли пример снимать в главных ролях свою жену?

 — Феллини снимал не жену, а замечательную актрису, имя которой — Джульетта Мазина. Другой пример: Инг-мар Бергман снимал, как правило, женщин, с которыми жил. Но не из-за этого, а потому, что они были замечательными актрисами, а он - великим режиссером. Юля Высоцкая — талантливая актриса, и я ее снимаю в тех ролях, в которых она может хорошо сыграть. Вообще это особенность русского характера. Даже если хорошо говоришь о человеке, нужно обязательно какую-то шпильку вставить. Это психология «человечек за забором». Да, Шаляпин — хороший человек, но пьет, сукин сын.

«Лев Толстой — первая русская поп-звезда»

 — Что такое успех?

 — Первой русской поп-звездой был Лев Толстой. После него — Федор Шаляпин. Им не давали прохода, везде узнавали, просили автограф. Сегодня звезду можно создать за полгода и так же быстро заменить на другое имя. Поэтому успех — это не синоним признания, тем более что постоянно получать признание невозможно. Успех — это возможность не занимать много денег, быть самим собой и делать то, что хочешь.

 — Тогда скажите, о чем вы мечтаете?

 — Улыбаясь, уходить от докторов.

 — Быть умным и образованным — для вас это одно и то же?

 — Можно быть очень образованным и при этом абсолютным дураком. И наоборот. Большие знания не увеличивают способности мыслить, делать выводы, анализировать. Режиссер Сергей Бондарчук — человек чрезвычайно талантливый, но в молодости у него не было времени учиться. И после войны наверстывал упущенное, бесконечно много учился. Сколько он книг покупал, дотошно изучал живопись.

Однажды мы были с ним в Италии. .. Он показывает на какой-то раритет и многозначительно меня спрашивает: «А это что, как думаешь? — И сам же не без гордости отвечает: — Это, между прочим, барок-к-о». Хотя уже был депутатом и заслуженным, все равно продолжал учиться. Зачем? Его таланту необходимы были культурные знания. 

 — Вы счастливый человек?

 — На этот вопрос отвечу словами Сергея Михалкова. В день моего семидесятилетия мне позвонил отец и сказал: «Ты счастливый человек, потому что тебе звонит папа».

 — Что бы вы пожелали зрителям?

 — Сохранить способность к созерцанию. У нас нет тишины в глазах, в ушах, в мозгах. У нас свежесть чувств пропадает, потому что мы включены в гонку достижения богатства. Помню в детстве, во время войны, родители мне дали кусочек масла, вкус которого я забыл. В моем детском восприятии масло было чем-то новым, необыкновенно вкусным, очень ценным. Я положил его в карман и пошел гулять. Конечно, масло растаяло. Я был очень расстроен… Так вот, самое важное — сохранить эту свежесть восприятия и возможность созерцать себя в этом мире. Тогда вы сможете созерцать искусство и получать от этого удовольствие. Созерцание — это еще и большая жертва: приходится жертвовать своим временем.

КСТАТИ

С 21 по 30 октября в кинотеатре «Художественный» (Арбатская площадь, 14) проходит ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского.
Анастасия ПлешаковаКомсомольская правда24.10.2007

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×