Страх в сером доме

Режиссеры очень редко обращаются к пьесе Максима Горького «Старик», по которой поставлен спектакль, меж тем проблемы в ней поднимаемые – насущнее некуда, да и типажи как будто уже всем знакомы. Ведь «Старик» – самая «достоевская» пьеса Максима Горького, главный ее герой (в спектакле Странник) – плоть от плоти Фомы Опискина и Петруши Верховенского. Эта роль – истинная победа актера Виктора Сухорукова, который, по обыкновению, играет блестяще.
Странник появляется в доме Ивана Мастакова (Захар Комлев) в разгар праздничного веселья. Мастаков построил техническое училище, будет в нем молодежь профессию приобретать. По случаю праздника играет оркестр, все мастеровые, принявшие участие в работе, получают по трешке. Житье и радость, одним словом. Да не тут-то было. Есть у Мастакова «скелет в шкафу», который и забыть бы пора: в молодости он за убийство человека попал на каторгу. Может, и убил не он (дело во хмелю было), а наказание за другого отбывал. Вот и сбежал Иван с каторги, зажил богато, и любовь пришла – полковница Софья Марковна (Евгения Крюкова). А вот прошлое забыть не получается. Поэтому серый дом, где живут герои, мрачен, как будто ждет беды.
Известное дело – чужое счастье многим не по нутру. Вот и Странник, который возвратился после 12 лет заключения, требует справедливости. Антон (Виктор Сухоруков), как звали его раньше, а сейчас Питирим, отбывал вместе с Мастаковым наказание. Придя в его дом, он начинает требовать того, что ему не принадлежит. Мстит Мастакову иезуитски, как-то очень жестоко-ядовито. Им движет одновременно и зависть, и ревность, и ненависть. И не денег ему, растлителю несовершеннолетней (за то и сидел) надо, жжет его желание других мучить, не хочет страдание в одиночку нести. Тяжело с таким справиться – не выгонишь, ибо сам не уходит, не отравишь, даже если мышьяк под боком – рука не поднимается.
В спектакле возникает очень современная тема: попытка манипулировать человеческим сознанием (не важно, с помощью личных встреч, интернета или социальных сетей) и, воздействуя на психику, уничтожать личность человека, доводя его до самоубийства. В финале спектакля Странник исчезнет, как будто его и не было, а вот покоя и счастья в доме Мастакова еще долго не будет.
Марина АбрамоваТеатральная афиша столицы25.04.2021

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×