«Солдатики» Владимира Жеребцова.
Где приходится намывать по три гектара пола в день, где 50 литров клея ПВА нужны для того, чтобы клеить наглядную агитацию где, одна продавщица ╚обслуживает╩ целый полигон, а обычная человеческая логика крайне не приветствуется? √ Правильно, в армии. Именно там происходит действие нового спектакля Табакерки. И не просто в армии, а в секретной части в казахстанских степях, неподалеку от Байконура. Казалось, что это время ушло навсегда. Время, когда все в искусстве было четко и понятно: этот хороший, этот бесповоротный негодяй, а вот этот так себе человечишка, но есть, есть в нем проблески добра, а значит, он исправится и тоже станет хорошим. И, может быть, даже совершит что-нибудь выдающееся под влиянием того первого, неотразимо положительного — скажет правду, поймает шпиона или просто спасет утопающего не, думая о последствиях.Но этот полузабытый сюжет вернулся к нам, и не на каких-нибудь патриархальных окраинах, а на самой что ни на есть передовой линии современного театра. Прошедшая весной текущего года экспериментальная декада «Новой драмы» вывела на поверхность несколько совсем свежих драматургических текстов, которые быстро разобрали московские театры. Среди них была пьеса журналиста Владимира Жеребцова из башкирского города Стерлитамак под названием «Подсобное хозяйство». Взятая под крыло всевластного Олега Табакова, пьеса переименовалась в «Солдатиков» и в режиссуре актера Табакерки Дмитрия Петруня вышла к широкой публике.
Весь заветный треугольник персонажей обретается в воинской части, точнее на ее отшибе, в подсобном хозяйстве. Бывалый сержант Хруст (рукой подать до дембеля) стелется перед разжалованным беспредельщиком по прозвищу Бес (завскладом, чифирь, спирт) и лениво гоняет чахлого студента-скрипача, присланного ему в помощь. А дело Хруст делает недетское — холит казенных свиней.
Понятно, что в роли положительного героя выступает салага Новиков (Артем Семакин): сплошные очки и принципы, в шлюховатой Аньке он видит королеву, демонстративно верует в Бога и отказывается закалывать подопечного борова. Сержант Хрустяшин (Алексей Гришин) пообещав начальству выбить из Новикова дурь, сам проникается его человечностью и моралью, перестает врать в письмах родне о доблестной службе на космодроме и впоследствии спасает неожиданно объявившуюся сестру скрипача от того, что хуже смерти.
Общая наивность происходящего («Ведь жены декабристов до Сибири добрались, так что же я брата навестить не могу?!» и пр.), живые забавные диалоги, крепко скрученный сюжет, искренняя, с максимальной отдачей игра актеров, романтически-космический антураж, да еще и трагический финал — спектакль «Солдатики» заставляет забыть о профессионально цинизме и даже украдкой всхлипнуть.
Несколько портит картину мерзавец Бес: приглашенная на эту роль кинозвезда Алексей Панин чересчур знаменит и современен. Глянцевая стрижка и кокетливый прикид выглядят не приблатненно, как, видимо, задумывалось, а богемно, да и весь он какой-то гламурный, ленивый и фальшивый. Похоже, героям сегодняшнего дня подобный «устаревший» подход к искусству противопоказан.