«Дамская война» Эжена Скриба
Есть на свете незыблемые истины: ночью все кошки серы, в Бразилии много-много диких обезьян, француз Эжен Скриб (помните замечательный фильм «Стакан воды» с Аллой Демидовой, Натальей Белохвостиковой и Кириллом Лавровым?) — хороший драматург, а актриса Евгения Крюкова — красавица. В общем, ни одну из этих основ спектакль «Дамская война» в Театре Моссовета не пошатнул. За что ему спасибо.Театр имени Моссовета давно уже не претендует на звание передового отряда современного театрального процесса; положение и имидж заведения, которое бесперебойно обеспечивает нехитрый культурный досуг среднестатистической (причем, вполне себе многочисленной) публике, руководителей театра безусловно устраивает.
Эжен Скриб, по мастеровитости и плодовитости (только на русский язык переведено около полутора сотен пьес) не имеющий себе.равных, со всеми его кринолинами и турнюрами, куртуазными любовными интригами и неутомительной моралью, идеально вписывается в развлекательно-благопристойную репертуарную политику театра.
В комедии «Дамская война» есть все необходимое: красавица,острая на язык, —Евгения Крюкова, молодой и наглый герой — несомненно одаренный дебютант Юрий Квятковский, влюбленный шут — Валерий Яременко, брутальный представитель власти, остающийся в дураках, — Александр Яцко. И даже то обстоятельство, что вместо пышных юбок графиня Сесиль носит брюки а-ля Жорж Санд, а вместо ампирных кушеток с гнутыми ножками сцену украшают странные подобия цирковых приспособлений, не меняет дела. Режиссер Марк Вайль сменил салонный девятнадцатый век на эксцентрический двадцатый, поместил на вращающийся подиум небольшой оркестрик, наигрывающий блюзово-джазовые мелодии в духе Астора Пьяццолы, заставил героев время от времени без видимых причин взлетать под потолок с помощью странного агрегата — помеси дельтаплана и балдахина, а кроме того, придумал несколько эффектных танцевально-певческих номеров. Особенно запоминаются страстный танец с контрабасом и пантомима о Красной шапочке, в которой в главных ролях — собственно Шапочки и Серого волка —выступают вышупомянутые артисты Квятковский (голые коленки из-под клетчатой юбчонки) и Яременко.
И будь главная героиня не только хороша собой, но еще и так причудливо, многогранно обольстительна, как это написано у Скриба, мастера колкого и хитросплетенного диалога, и не проседай столь неумолимо временами ритм спектакля, разодранный вставными эстрадными номерами, то ничего лучшего и пожелать Театру Моссовета было бы нельзя. ∙