Пресса

Трагедия с «квартирным вопросом»

«Зойкина квартира» М. Булгакова в «Эрмитаже»

На сцене московского театра «Эрмитаж» — премьера спектакля по «нормальной» пьесе. «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова поставил режиссер Михаил Левитин, не прибегая на этот раз к свойственным ему дополнениям, скажем, из «Мастера и Маргариты». Пресловутый московский «квартирный вопрос» всегда представлял собой отражение конкретного времени. На кухне все рядом, страсти кажутся преувеличенными, фарсовыми, а финалы с поножовщиной. На сцене Михаил Левитин соединил трагическую ситуацию и фарсовые сценки с помощью персонажей комедии дель арте советского подданства.

Шикарная хозяйка квартиры Зойка (Любовь Полищук) — Коломбина, печальный, измученный морфием Обольянинов (Борис Романов) — Пьеро, шустрый авантюрист Аметистов (Анатолий Горячев) — Арлекин. Для Горячева роль Аметистова стала серьезным испытанием. Но артисту удается не утонуть в облаке всеобщего поклонения Коломбине-Полищук, для чего его Арлекин-Аметистов неутомимо разыгрывает мини-моноспектакли. Зойка у Любови Полищук, вернувшейся на знакомую сцену после долгого перерыва, ощущает себя абсолютной хозяйкой действия, совершенно заполняет собой пространство спектакля и полностью принадлежит обустроенному быту своей квартиры.

Спектакль — калейдоскоп миниатюр: горничная Манюшка-матрешка (Ирина Богданова), растрепанная и громкоголосая, и ее китаец Херувим (Андрей Соколов), очень длинный для представителя своего народа, управдом Аллилуя (Александр Пожаров) с жаргоном дворника, фарфоровая куколка Алла Вадимовна (Ирина Качуро) с внешностью звезды немого кино, выходы «манекенщиц» ночного ателье — неудовлетворенной мадам Ивановой (Дарья Белоусова), Мымры (Екатерина Тенета), ощущающей себя великосветской дамой, великовозрастной нимфеточки Лизаньки (Лариса Панченко)…

У Михаила Булгакова в «Театральном романе» персонажи оживали в воображаемой «коробочке» будущей сцены. У Михаила Левитина обитатели «Зойкиной квартиры» живут в «картине» с массивной рамой, затянутой бордовым занавесом (художник Гарри Гуммель). Фарсовые и драматические ситуации режиссер строит по-театральному бурно и ярко, идеализируя происходящее с грустью взрослого, вспоминающего школьные годы.
Ольга СолодоваГазета Культура27.05.1998

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×