Сергей Юрский поставил “Reception”: карантин в провинциальном отеле
В репертуаре Театра им. Моссовета появился триллер. “Reception” — вполне подходящее название для такого жанра, поскольку именно в отелях, если верить мировому кино и целому ряду спектаклей, случаются из ряда вон выходящие события в духе Мураками. Свою версию придумал и осуществил драматург, режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский.Одна из его сольных программ называется «Обыденное и небывальщина». Пьесы Юрский пишет в том же духе мистификаций, теперь уже не скрывая авторства, хотя формально и фигурируя под псевдонимом Игорь Вацетис. Необыкновенные истории, приключившиеся с самыми обычными людьми, воплощаются в спектакли в жанре небывальщины. Про самого Юрского ходили легенды — как он опаздывал на репетиции к Товстоногову, как влетал в театр в последний момент, когда спектакль уже начинался. Но отчитать его было невозможно — не находилось аргументов в ответ на фантастические объяснения о стихийных событиях, неожиданно разбушевавшемся встречном ветре, помешавшем движению вперед. Так что абсурдное неразделимо с реальностью. Как однажды разъяснил Юрский, он, то есть Вацетис, предполагает в своем театре некий снимок психологического состояния общества в духе театра абсурда.
Прежде пьесы Вацетиса игрались на малой сцене «Под крышей», но для гражданского высказывания (для Юрского его новый спектакль, несомненно, таков) потребовался простор. И он вышел на большую сцену. Юрский не раз произносил чужие тексты, и звучали они всегда от первого лица. Его герои любили поговорить о смысле бытия, даже если это деревенский дед Митя в фильме «Любовь и голуби».
В “Reception” Юрский — некто Роман Плоткин. Но как был Чацким, о котором столько вспоминают очевидцы легендарного спектакля БДТ, так им и остался. Наблюдает эту жизнь со стороны, а дела творятся престранные, и фактически один в поле воин. Надо было приехать в частную гостиницу провинциального городка, посидеть ночь в холле за рюмкой коньяка, поговорить с ночным портье, чтобы нашу нынешнюю жизнь разложить как пасьянс. События разворачиваются в течение одних суток. Ближе к ночи начинают стекаться, как вампиры, непонятные личности, какие-то секретные сотрудники невидимого фронта, заселяющиеся под вымышленными именами — некто Соколов, некто Орлов. С их приходом отель объявят эпицентром инфекции, и он превратится в оторванный от большого мира островок во главе с хозяйкой билдинга, как сказано, Вероникой Леоновной в исполнении Елены Валюшкиной. С ней тут явно неувязка. Хозяйка гостиницы не тянет на подругу прежних лет — возрастной барьер не перепрыгнуть, но какому мужчине не захочется оказаться в компании красивых женщин значительно моложе! В гостинице объявлен карантин, и теперь ни войти, ни выйти невозможно. Для Юрского это нечто вроде чистилища.
В финале на сцене появятся молодые герои, вполне себе инопланетяне. Они будут бродить по обломкам нашей с вами жизни, которая покажется им эпохой динозавров, «Парком юрского периода» Стивена Спилберга. Такую память и наследие мы оставим потомкам о себе. На этом вечер абсурда завершается.