// «Упражнения в прекрасном» в Театре имени Моссовета
На сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета Виктор Шамиров поставил «Упражнения в прекрасном» — спектакль о том, как артисты ездят на гастроли по провинции, а на самом деле мечтают о высоком. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.Спектакль «Упражнения в прекрасном», во всяком случае большую его часть, можно с легкостью рекомендовать всем, кто ходит в театр посмеяться. А уж тем, кто любит передачу «Театр+ТV» и анекдоты из театральной жизни за кулисами,- прямая дорога «Под крышу». Дело, правда, происходит не только за кулисами театра, но еще и в купе поезда, в гостиничном фойе, в ресторане, в зале ожидания аэропорта — словом, везде, где приходится бывать гастролерам.
Четверо московских артистов и молодой администратор отправляются в турне по нескольким поволжским городам, в каждом из которых им предстоит сыграть некий антрепризный спектакль. Схема предприятия типичная: всего четыре артиста, одним из которых непременно должна быть знаменитость, чтобы провинциалы раскупали билеты. Остальные могут быть кем угодно, даже студентами: «Упражнения в прекрасном» начинаются с того, что в купе, где едут актеры, оказывается незнакомка. Актриса, которая была занята в спектакле, заболела, и вместо нее на гастроли отправили студентку театрального института. Играть ей предстоит уже завтра, без репетиций.
Все, что следует потом,- череда сценок, похожих на эстрадные миниатюры и разыгранных с минимумом реквизита. Звезду, который обеспечивает кассу и потому ощущает себя хозяином положения, играет Гоша Куценко (видимо, для того, чтобы актера не путали с его героем, придуман пышный парик), а его партнеров по сцене, веселого пьяницу и неудачника-интеллектуала,- Константин Юшкевич и Виктор Шамиров, поставивший спектакль. Любой, кто так или иначе сталкивался с отечественной гастрольной практикой, подтвердит, что спектакль точно срисован с жизни.
Телефонные разговоры, разборы «полетов» после спектакля, обсуждение зрителей, застолья с местными поклонниками, разборки с продюсером, гостиничный флирт с новенькой исполнительницей, актерские истерики и выплеснутые друг на друга старые обиды, утренние похмельные сборы в дорогу после «вчерашнего» — все это сделано не без остроумия, с бесспорным знанием жизненного материала, но на скорую руку. Не поймешь: не то спектакль заодно еще и пародирует эстетику выездного спектакля, не то таковым и является, потому что привычку из актеров уже не вытравить.
Авторами «Упражнений в прекрасном» значатся два человека — Владимир Дэрхо и Енц Крузе. Поскольку про обоих господ никто до сих пор и слыхом не слыхивал, есть все основания предполагать, что либо авторство пьесы принадлежит самому режиссеру, либо «Упражнения в прекрасном» являются плодом коллективного сочинения. Собственно, на это указывает и странность композиции спектакля. Уже в первой части понятно, что не просто так все это показывают, что держат авторы за пазухой какой-то сюрприз — не зря же они зачитывают по книжечке цитаты из великих деятелей театра, да и скрытая за занавесом декорация в виде рисованной перспективы какого-то старинного дворца сделана наверняка не по ошибке.
На ее фоне в финале спектакля четверка, нарядившись в пышные исторические костюмы, играет фрагмент драмы, написанной старомодным и выспренним языком. Видимо, чтобы убедить нас, что в каждом актере, даже в разменявшем себя на гастрольный чес, живет мечта о красивом старом театре, что нельзя судить о людях сцены по их будничной работе и их гастрольным повадкам.
Однако переход из одного спектакля в другой не дается — текст не воспринимается, актеры фальшивят. Если это и есть то представление, с которым квартет шабашит по городам и весям, то продюсер разорится после первой же поездки — ни в Саратове, ни в Тольятти народ на такое не пойдет. Даже с именем Гоши Куценко на афише.