Актер открывает секрет своего успеха в легендарном фильме «Покровские ворота», которому в этом году исполнилось четверть века
Искрометной комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» исполнилось 25 лет. Картина с честью выдержала испытание временем и стала классикой отечественного кинематографа. И сегодня молодые зрители охотно смотрят комедию, невзирая на то, что вроде бы знают наизусть каждую реплику.О праздновании юбилея фильма и о том, как долго его не пускали в свет, «Комсомолка» уже рассказала в ежедневном выпуске (см. «КП» от 17 апреля). А сегодня мы предоставили слово исполнителю главной роли Костика актеру Олегу Меньшикову и вспоминаем малоизвестные факты о съемках комедии.
В фильме заложен какой-то код
После премьеры «Покровских ворот» взошла звезда молодого Олега Меньшикова. Не секрет, что Олег Евгеньевич сегодня суперзакрытый актер.
Он вообще не дает интервью, не общается с прессой. Но промолчать в юбилей его, возможно, самой лучшей картины в жизни актер даже при всей закрытости себе не позволил. И Олег Евгеньевич согласился исключительно ради юбилея картины на одно-единственное интервью каналу НТВ, программе «Главный герой».
НТВ любезно предоставило часть интервью «КП».
— Олег Евгеньевич, сценарист фильма Леонид Зорин рассказал нам, что с себя писал Костика. Он - прототип этого героя.
— Неужели? Я только сейчас первый раз от вас об этом узнал! — удивился Меньшиков. — Признаться, тогда я был уверен, что играю прототип Козакова. Ну мне так казалось. Потому что он - автор, он сидит грустный у руля, смотрит, как рушится Москва, и так далее. По сюжету он вспоминает свою молодость. Значит, кого я играю? Естественно, Козакова!
И тогда я не знал, что Леонид Германович Зорин лично принимал участие в том, чтобы меня утвердили в картину, не поругали сильно с Райзманом, у которого я должен был сниматься, чтобы дальше моя творческая жизнь сложилась.
(Дело в том, что, когда Меньшиков только пробовался в фильм «Покровские ворота», его уже утвердил в свою картину «Частная жизнь» другой режиссер — Юлий Райзман. Но драматург Зорин уже был не в силах смириться с тем, что может потерять найденного Костика. И он откровенно написал Юлию Райзману о том, что Меньшиков ему необходим, что фильма без него не видит. В итоге Райзман с королевской щедростью отдал киногруппе своего артиста. — Прим. ред.)
— Вам, москвичу, трудно было сыграть в «Покровских воротах» приезжего?
— Да нет, ну вы что… Во-первых, там это настолько не важно… Во-вторых, не забывайте, что еще был Советский Союз. А тогда кто бы ни приехал, он всегда приезжал домой — в Москву он приехал или в Тамбов, или в Баку, какая разница.
— В какой момент вы почувствовали, что попали в автобиографический образ, придуманный Зориным?
— Вы знаете, я ничего такого не почувствовал, потому что я существовал в свое удовольствие. Прекрасные люди вокруг, да еще все такие известные мастера, и все приняли меня замечательно. Просто, видимо, они с Козаковым вдохнули в образ уже нечто, что мне пришлось всего лишь озвучить. Потому что я в себе — без тени кокетства говорю — заслуги за создание этой роли не чувствую вообще. Это абсолютно их дитя.
— То есть этот адрес — Покровские ворота — для вас, Олега Меньшикова, ничего не значит?
— Для меня значит название фильма, с которого, собственно, началась моя творческая биография. Ну, правда, она началась чуть раньше все-таки. Но такая громкая — именно с этого фильма. Считают, тут-то я и прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было. Ну, не важно. А важно то, что этот фильм все-таки уже почти три десятка лет держит внимание зрителя. Значит, что-то в нем есть, какой-то код в нем заложен.
— А вы сами разделяете ностальгию Зорина, Козакова по коммуналкам, коммунальной эстетике?
— Это не ностальгия по коммуналкам, это ностальгия по молодости! Это если вы меня сейчас спросите, как я отношусь к Брежневу. Ну как я к нему отношусь? Да замечательно, потому что это моя молодость. Поймите правильно, о чем я говорю, не к Брежневу я как-то отношусь персонально, не об этом речь. И не коммуналки их вдохновляли на создание «Покровских ворот», а вот то, что в них творилось. Поэтому коммуналка — это как такой знак времени, но за знаком еще очень, очень много всего! И мне не надо было понимать, как живут в коммуналках! Это был дух. Я-то и не понимал, когда «Покровские» снимали, что там за дух такой особенный, потому что сам не жил там. А теперь понимаю — уходит, уходит. .. видимо, думаю, не дух уходит, а молодость уходит!
В коммуналках пожить не успел
— А вы сами, как ваш герой Костик, в коммуналках вообще никогда не жили?
— Мне было совсем мало лет, когда моя семья недолго жила в коммунальной квартире, и я из того ничего не помню. Коммуналка у нас не такая была, как в фильме. В нашей, по-моему, было две семьи всего. Щадящая коммуналка. Ну мне это, собственно, было до лампочки.
— В фильме интеллигентная одинокая тетушка, у которой живет провинциал аспирант Костик, часто в умилении смотрит телевизор. У вас в детстве был телевизор вообще?
— Был такой обыкновенный, черно-белый. А потом я помню, когда родители первый раз купили цветной телевизор, наверняка в долги влезли. Как сейчас помню, первая картинка была: отец все настроил, включаем. И видим — поле тюльпанов красных во весь экран. Мама дорогая! Вот эту картинку я навсегда запомнил. Цветные телевизоры тогда не у всех были, я гордился, это же событие было в жизни двора! (Смеется.)
— Как, на ваш взгляд, разный ли менталитет у вашего героя 20 лет назад и сегодняшних молодых людей?
— У меня нет ощущения, что есть большая разница в менталитете тогда и сейчас. Разница во времени. Разница в том, как Костик смотрит и смотрел бы сейчас на то, что происходит, безусловно, есть. Но менталитет, мне кажется, вообще слово идиотское.
— А вы тогда что-нибудь просили изменить в сценарии, что-то предлагали свое?
— Да бог с вами, какие предложения? Вы что, мне было 19 лет! Сопля какая-то, которая пришла на съемочную площадку с предложениями, понимаете! Это у нас сейчас все с предложениями приходят. А тогда так: ты сделай! Ты раз, два, три скажи органично, потом мы посмотрим на твои предложения.
— А сейчас вы, если не секрет, чем занимаетесь?
— Ой, сейчас я хочу, чтобы быстрее написали мне пьесу, хочу моноспектакль делать. Еду на 5 дней в Лондон — просто по делам и отдохнуть. Там, мне сказали, есть термальные источники.
Полную версию интервью с Меньшиковым смотрите 28 апреля в 20.50 на канале НТВ в программе «Главный герой».
Меньшикова Козакову подсказала жена
Режиссер фильма Козаков признается, что намучился с подбором актера на главную роль Костика. Несколько десятков претендентов прошли кинопробы, но все не устроили. Однажды дома за ужином жена Козакова, сопереживая проблемам мужа, рассказала, мол, недавно смотрела один фильм по телевидению про партизан. И в нем обратила внимание на молодого актера: интересный такой парнишка. Его фамилию она посмотрела в титрах — Меньшиков.
Изнуренный долгими поисками персонажа Козаков согласился посмотреть никому не известного Меньшикова. После первой пробной сцены с Татьяной Догилевой в коммуналке Олег был принят на роль. Как вспоминал сценарист фильма Леонид Зорин, «минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Меньшиков был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый и независимый ум».
СПРАВКА «КП»
Чем сейчас занят Меньшиков?
В настоящее время Олег Евгеньевич в творческом отпуске. Собирается поставить новый спектакль в своем «Театральном Товариществе 814», которым руководит. В июне он приступит к съемкам в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Есть интересная новость для поклонников актера — недавно Меньшиков вышел в Интернет на свой неофициальный сайт, созданный почитателями его таланта, с предложением сотрудничества. Он готов общаться с поклонниками на этом сайте, отвечать на их вопросы, извещать о новостях его жизни, а также предоставлять эксклюзивные фото из личного архива. Видеоприветствие звезды можно послушать и посмотреть на сайте в Интернете http://www.menshikov.ru/
Кто претендовал на роли?
Сначала Козаков мечтал делать фильм с самым звездным составом. И потому на роль Хоботова пробовал Андрея Миронова, на Маргариту Павловну — Наталью Гундареву, Савву должен был сыграть Евгений Лазарев.
Однако через какое-то время Козаков круто поменял свое решение — дескать, если речь в фильме идет про коммуналку, значит, и лица актеров не должны быть узнаваемыми. И в результате многодневных проб получили приглашения сниматься театральные актеры, которые если и появлялись на большом экране, то очень редко.
Исключением стал уже тогда известный Леонид Броневой, сыгравший в этой картине роль Велюрова — эстрадной звезды, поэтому его образ лаконично вписался и не противоречил общему замыслу картины. На роль Хоботова утвердили Анатолия Равиковича, его супругу грандиозно сыграла неподражаемая Инна Ульянова, Савву — Виктор Борцов.
Возлюбленную Костика Риту сценарист фильма Леонид Зорин писал со своей супруги. Актриса Валентина Воилкова (она играла маленькую эпизодическую роль фрейлины в «Обыкновенном чуде»), воплотившая образ Риты, — одно лицо с молодой женой Зорина.