Пресса

Маэстро играет на волне

Сергей Юрский стал режиссером радиотеатра

На радио «Культура» громкая премьера — гоголевский «Ревизор» в интерпретации Сергея Юрского. А в послужном списке всеми любимого народного артиста СССР к многочисленным его профессиям и занятиям — актер, режиссер, чтец, писатель, поэт, переводчик — добавилась еще одна — режиссер радиотеатра.

Сотрудничество Сергея Юрского с радио «Культура» началось пару лет назад. Актер записал моноспектакль по рассказу Власа Дорошевича «В Татьянин день», который имел большой успех у слушателей.

Юрский-чтец — явление уникальное. Он автор, постановщик и исполнитель пятнадцати литературных программ. Помню его вечер с рассказами Исаака Бабеля в Концертном зале имени Чайковского. Пустая сцена. Пара стульев. Стол. Микрофоны на журавлиных ногах. Вот и все декорации. Но актерский и режиссерский магнетизм Юрского таков, что буквально с первых минут у слушателя включается какое-то внутреннее видение. Юрский не читал, а правильнее сказать, толковал текст, выводя нас на новые виражи понимания авторских строк.

А потом искусство художественного чтения вдруг стало немодным. Не потому, что к нему пропал интерес у слушателей, а потому, что так решили продюсеры, руководители театрального дела. И теперь Юрского в Москве почти не услышишь. Чаще всего с моноспектаклями он выступает в Европе, где его боготворит русское зарубежье, или где-нибудь в Сибири — Юрского с распростертыми объятиями ждут и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске.

Восполнить пустующую нишу отчасти может возрождающийся радиотеатр. Всерьез им занимаются на двух государственных каналах — «Радио России» и радио «Культура», входящих нынче в единый холдинг ВГТРК. Их усилия не остались незамеченными. Кроме признательности слушателей, есть весомые свидетельства признания профессионалов — награды на международных и отечественных радийных конкурсах.

Юрский давно увлечен Гоголем. В свое время, еще в БДТ у Товстоногова, он сыграл в «Ревизоре» Осипа. А несколько лет назад в своей «АРТели АРТистов ХXI века» поставил «Игроков». И вот новое обращение к великому писателю. Почему именно «Ревизор»? По мнению Сергея Юрьевича, «это одна из лучших пьес мира. Я полагаю, что есть всего не более трех абсолютных комедий: „Фигаро“, „Тартюф“ и думаю, „Ревизор“. У Гоголя, и прежде всего в „Ревизоре“, есть русская психология, которая вечна». А еще есть «загадки текста, загадки ритмов, которые написаны, и тогда произнесение этого текста в 6-й, в 12-й, в 54-й, в 180-й раз несет в себе новизну. В этих ритмах заключена тайна — простые слова родного языка дают тебе новые ощущения, новые знания».

В радиопостановке все мужские роли отданы одному актеру — Сергею Юрскому. «В данном случае исполнение всех мужских ролей одним человеком — это есть не эгоизм мой, — признается Юрский, — а борьба с актерским эгоизмом, который растаскивает на мелкие тщеславия всякую пьесу. Когда играет много актеров, интонации разносятся: каждый хочет себя показать, и текст разрывается, рассыпается. В данном случае хотелось вернуть единство тексту Гоголя».

Женские роли режиссер Юрский доверил самым близким: Анну Андреевну играет народная артистка России Наталья Тенякова, а Марью Антоновну — Дарья Юрская.

Слушайте «Ревизор» на радио «Культура» c 23 по 28 апреля в 16 часов. Полную версию радиоспектакля можно будет услышать 29 апреля в 11.00.
Алла АлешинаНовая газета26.04.2007

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×