«Кавалеры» в Театре им. Моссовета
Для своей новой постановки Юрий Еремин переписал комедию Карло Гольдони «Хитроумная вдова». Перенес действие из восемнадцатого века в условную современность (то ли в наши дни, то ли на тридцать — сорок лет назад), вытравив из пьесы малейшие намеки на изысканность и философию. Спектакль явно рассчитан на тех, кто не привык много размышлять.На сцене нет ни остроумных разговоров, ни старинного антуража, ни галантных манер. Зато есть грубоватая динамика рекламных клипов, развязный напор ток-шоу, эстрадные шуточки и ошеломительные спецэффекты. Главный трюк спектакля — виртуозное катание всех его участников на роликах — готов затмить все. Порой даже не ясно, зачем представлению понадобилась затейливая интрига, гениально придуманная Гольдони и в общих чертах сохранившаяся в сценарии Еремина. Катались бы себе и катались! Но сюжет в спектакле все-таки есть.
В красивую вдову Розалину (Лилия Волкова), проживающую в Венеции, влюблены пятеро мужчин разных возрастов и национальностей. Нежные и страстные признания сопровождаются сложными пассажами фигурного катания. Само собой, круче всех лихачит тот, кто любит сильнее. Валерий Яременко (Винченцо) стремителен и порывист, как разъяренный барс. Пламенный ревнивец не терпит не только соперников, но даже их национальных флагов — срывает и швыряет в близлежащую урну. Ведь государственные полотнища, согласно законам спортивного соревнования, поднимаются в честь победителей.
Актеры — заложники режиссерского замысла. С задачами, предложенными им Юрием Ереминым, все справляются с той или иной долей успеха. Жаль только, что текст пьесы немилосердно урезан в угоду зрелищным трюкам и некоторые роли оказались совсем куцыми. Большинству приходится играть не характеры, а маски.
Во втором действии роликов нет, и драматического действия побольше. Но схематичная однозначность продолжает торжествовать. Решительно ступая по надежным подмосткам, Розалина испытывает своих кавалеров на прочность чувств, соблазняя каждого в обра-зах их соотечественниц. Карикатурно-жеманный француз Лебло (Андрей Смирнов), пародийно сыгранный Михаилом Шульцем американец Ранбиф (у Гольдони богач был англичанином, но нынче в моде другие страны) и петушистый гордец-испанец Альваро (Евгений Ратьков) проваливают экзамен. Рука и сердце Розалины достаются ревнивому Винченцо. За то, что брезгливо оттолкнул ее, не узнав в обличье уличной девицы. Ничего удивительного — роль потаскушки придумана Ереминым для Розалины-Волковой так грубо и грязно, что от такой «соблазнительницы» отвернулся бы даже самый неисправимый дон-жуан.
Пятый кавалер, почтенный Паскуале, отвергнут вдовушкой еще до «конкурса» из-за преклонного возраста. Александр Леньков, загримированный до неузнаваемости под Эдуардо де Филиппо, обаятельно играет постаревшего Пьеро. Его робкие признания нелепы и трогательны, а страдания горестны и комичны одновременно.
Приближенная к Розалине горничная Мари, напротив, — самый бойкий и жизнерадостный персонаж этой истории. В событиях участвует мало, зато от души их комментирует. Лариса Кузнецова с невероятной быстротой меняет интонации, жесты, ухмылки и улыбки своей Мари. Еще чуть-чуть, и всезнающая горничная растает в воздухе, как невероятное абсурдистское видение. Преувеличенная живость служанки вполне объяснима. В спектакле ей приходится отдуваться за двоих. Другого весельчака гольдониевской пьесы, непосредственного шалопая Арлекина, Юрий Еремин превратил в грустного продавца воздушных шариков Пепе. Невольник голода, холода и безденежья терпеливо смиряется с ситуацией, но при случае не прочь ее изменить. Прислуживает иностранцам, примеряя и отвергая разные обличья. Уличный бедняк Юрия Черкасова — единственный, кто не теряет естественности в бессмысленной кутерьме аттракционов. Скептически наблюдает за ледовыми кульбитами и речевками в микрофон, оттеняя своим спокойствием нарастающее безумие. Так и кажется, что грустный Пепе отпустит вверх свои воздушные шарики и посоветует зрителям прочитать очень хорошую пьесу Гольдони «Хитроумная вдова», непонятно зачем переделанную в спортивно-театральное шоу.