Юрию Петровичу Любимову исполнилось 90 лет
Юбилей мастера мы отметили вместе с ним и так, как он хотел: на премьере его нового спектакля┘На красный квадрат легендарной «Таганки» снова летят зрители-мотыльки, терпеливо чертыхаясь в пробках: Любимову — 90, отмечает премьерой! «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» — заложенная уже в названии игра смыслов и ракурсов обещает изысканное театральное яство.
И оно является.
Умения молодой труппы обрамляют мастера: за режиссерским пультом сам Юрий Петрович, на сцене в роли Фамусова верный соратник Феликс Антипов, девушки и сцена убраны во вкусе Рустама Хамдамова, аристократичного творца авторских странных миров. Девушки в полубалетных платьях-пачках, на полупальцах, на пуантах, полудевушки-полуженщины, на пороге своего важного будущего в знаменитом театре┘
Сцена задрапирована белыми полотнами на роликовых механизмах, полотна дышат и волнуются в унисон девичьим корсетам. Играть в такой строгой и роскошной декорации, превращающейся по сюжету то в лабиринты московских улиц, то в закоулки души неверной Софьи, покачивающейся на пуантах, — честь и наслаждение.
По-любимовски бодро и технично (полтора часа), по нотам композитора Владимира Мартынова разыграна драма ума — искавшего счастье далеко и проворонившего его дома. Игорь Миркурбанов — Чацкий, в этом сезоне принятый в труппу театра, в доме Фамусовых со всеми на «вы», а стоящая на связях Москва не любит высокомерия. Елизавета Левашова
— Софья, кажется, никогда не любила Чацкого: современной Софье нужен идеальный комнатный супруг, поддающийся дрессировке дома и на работе, и если Молчалин проиграл кастинг на роль дрессированной собачки, работающей за приданое и возможность карьерного роста, это его проблемы.
Итальянский поэт и художник Тонино Гуэрра, впечатленный недавней поездкой по толстовским местам, подарил Юрию Любимову лантерны Толстого — станционные фонари, используемые для увеличения и изменения образов, масштаба теней. Виртуоз карманного фонарика, сигналы которого — репетиционный язык старой «Таганки», Юрий Петрович Любимов и до появления лантерн в театре знал, как подсветить актера, чтобы масштаб его фигуры стал огромным, во всю страну.
К юбилею в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Таганка: личное дело одного театра» — история театра в лицах, документах, письмах. К каждому экземпляру приложен DVD с уникальными записями спектаклей, репетиций, интервью, встреч с актерами театра и режиссером.
…Ордер на квартиру за билет на спектакль «Таганки» сегодня не предлагают только потому, что больше нет ордеров. А билеты на спектакли Любимова кое-как еще можно достать.