Умер Алексей Казанцев
некрологНа 62-м году жизни скоропостижно скончался Алексей Казанцев — известный российский драматург и художественный руководитель столичного Центра драматургии и режиссуры, одного из самых интересных московских театров последнего десятилетия.
Когда вчера по Москве разнеслась весть о смерти Алексея Казанцева, многие не верили, что ему было едва за 60. Не потому, что покойный вел уединенную жизнь ветерана. Напротив, Казанцев все последние годы был на виду. Во всяком случае, публика Центра драматургии и режиссуры хорошо знала его в лицо: в конце спектаклей он всегда стоял в узком зрительском проходе и внимательно смотрел, какими зрители покидали спектакль, слушал, что они говорили. Но стоит вспомнить его биографию, как цифры действительно начинают путаться. Как это всего 60 с небольшим, если еще в застойные позднесоветские годы Алексей Казанцев был очень знаменит, почитался одним из самых важных и прогрессивных современных драматургов?
По образованию он был режиссером, учился на курсах Георгия Товстоногова и Олега Ефремова, поставил несколько спектаклей, но прославился именно как автор. В конце 70-х годов его пьесой «С весной я вернусь к тебе» начинался нынешний Театр под руководством Олега Табакова. Его пьеса «И порвется серебряный шнур…» сначала была запрещена цензурой, а потом, прорвавшись на сцену московского Театра имени Маяковского, имела огромный успех. Однако самым знаменитым произведением Алексея Казанцева стал «Старый дом» — современная лирическая драма, на которую буквально накинулись истосковавшиеся по живым человеческим характерам советские театры; эта пьеса шла по всей стране.
В начале 90-х, как и многие другие деятели культуры ушедшей эпохи, Алексей Казанцев почувствовал кризис. Многие тогда ушли из профессии вообще. Казанцев же, хотя и был далеко не оптимистом по натуре, решил не обижаться на жизнь и на времена. В сущности, он отказался тогда от себя как драматурга в пользу драматургии вообще. Он стал заниматься не собственным творчеством, а созданием условий для самореализации других — тех, кто был моложе его и, возможно, лучше понимал новое время. В 1993 году он стал одним из основателей журнала «Драматург», и в течение нескольких лет это издание отчасти компенсировало отсутствие современных пьес на театральных сценах. Перестав быть частью театральной практики, современная драматургия осталась — хотя бы на бумаге.
И именно Алексей Казанцев в конце 90-х одним из первых почувствовал, что жить только на бумаге драматургия больше не может. Он стал одним из инициаторов того интересного и противоречивого театрального движения, которое сейчас называют «новой драмой». Фестиваль «Любимовка», открытие которого по необъяснимой прихоти судьбы совпало со смертью Алексея Казанцева, был тоже его детищем. Кстати, будучи режиссером по первому образованию, Казанцев, в отличие от многих коллег по драматургическому цеху, считавших, что главной фигурой в современном театре должен стать именно драматург, хорошо понимал решающую роль молодой и смелой режиссуры в процессе продвижения новых текстов. Поэтому театральное дело, основанное Алексеем Казанцевым вместе с его не менее известным коллегой драматургом Михаилом Рощиным, получило название Центр драматургии и режиссуры.
Небольшой зал Центра имени Высоцкого, где показывал свои спектакли Центр драматургии и режиссуры, вскоре стал одним из самых привлекательных театральных адресов Москвы. Михаил Рощин по состоянию здоровья активного участия в работе принимать не мог, так что Казанцев все поначалу делал сам: терпеливо бродил по инстанциям, читал пьесы, собирал актеров и режиссеров, занимал деньги у знакомых и малознакомых людей, чтобы оплатить аренду площадки — очень долго люди работали на подзабытом уже энтузиазме. Зато Центр Казанцева, как все его называли, привлекал молодежь, которая к академическим театрам не подходила на пушечный выстрел.
Именно на афишах Центра драматургии и режиссуры впервые появились имена драматургов Василия Сигарева, Максима Курочкина и братьев Пресняковых. Здесь поставили свои первые московские спектакли ныне знаменитые Кирилл Серебренников и Владимир Панков. Здесь впервые обратили на себя внимание молодые актеры, некоторые из которых теперь красуются на журнальных обложках. «Пластилин» и «Облом off» Михаила Угарова, «Пленные духи» и «Переход» — в том числе и по этим спектаклям когда-нибудь станут писать историю русского театра рубежа веков. Алексей Казанцев поставил в своем центре всего один спектакль — «Смерть Тарелкина», но его имя должно было бы стоять на любой афише, как соавтора всех спектаклей.
В последнее время Центр драматургии и режиссуры перестал быть просто романтической затеей: театру выделили здание около метро «Сокол», приглашения на международные фестивали следовали один за другим. Казанцев и умер не дома. Он готовил очередные гастроли, на сей раз в Болгарии. Вышел на пляж — и тут у него остановилось сердце. Спокойная жизнь руководителя благополучного театра ему не была суждена.