Умер Алексей Казанцев
Знаменитый драматург «новой волны», чья пьеса «Старый дом» шла в 70 театрах, чьей другой пьесой — «Весной я вернусь к тебе» — открылась в 1977 году «Табакерка», режиссер, создатель нового театра «Центр драматургии и режиссуры под руководством М. Рощина и А. Казанцева», лауреат множества премий. Существующий с 1998 года его центр стал эпохой для нового театра. Именно здесь дебютировали режиссеры Ольга Субботина и Кирилл Серебренников, Михаил Угаров и Владимир Панков, драматурги Михаил Курочкин, Ксения Драгунская, братья Пресняковы, целая плеяда знаменитых сейчас артистов…
Алексей Николаевич был первым. Первым, кто, в то время как другие еще ждали перемен откуда-то сверху, сам начал эти перемены воплощать в жизнь. Придумал журнал «Драматург», реализовал идею независимого драматургического фестиваля «Любимовка», создал «Центр драматургии и режиссуры». Да, каждый раз вокруг него были люди, которые очень много работали и делали для всех этих проектов, но правда в том, что он собирал этих людей, находил партнеров и делал дело. Без него ничего бы этого не было. Или все было бы совсем по-другому.
Он был необычным руководителем своего театрального дела, и возможно, поэтому у него все получалось. Он был добрым. Реально добрым. Он любил мириться. Он готов был всегда признать свою вину и извиниться, и тот, перед которым он извинялся, сразу чувствовал все свое несовершенство. Он не любил унижать людей, а любил, когда кругом все хорошо. И с ним всем и бывало хорошо. До сих пор помню, как он пел прекрасным басом у костра на Клязьме грустную песню, и нам от этого всем становилось весело.
Он был одновременно романтичным и прагматичным. Романтичным, потому что если б ту энергию, хватку, знание людей, с которыми он вспахивал зыбкое поле нового театра, направил бы на достижение личного благосостояния, он построил бы себе настоящий бизнес. Но он любил свой театр, любил открывать талантливых людей и работать с ними, и когда они, эти таланты, им открытые и пущенные в жизнь, зачастую бывали невнимательны и неблагодарны к нему и к его театру, относился к этому с печальным спокойствием настоящего мудреца.
Без него не было бы «Любимовки», которая нас научила тому, на чем сейчас стоят и нынешняя Любимовка, и Театр.doc, — коллективному управлению, работе на следующие поколения. Так называемый «устав организации», без которого организацию не регистрируют, Казанцев делал для «Центра драматургии и режиссуры» и отдал потом этот устав Любимовке и Театру.doc. А мы уже из «Дока» этот же устав давали для регистрации «Новой драмы». Наша жизнь продолжается по казанцевскому уставу.
Вечная Вам память, Алексей Николаевич. И вечная наша благодарность.