Женщина-режиссер — привычное явление
У успешного и модного молодого режиссера Нины Чусовой в сентябре премьера спектакля"Переполох в «Голубятне» по пьесе «Клетка для чудиков» Жана Пуаре. Накануне премьеры мы встретились с режиссером Ниной Чусовой в театральном агентстве «Арт-Партнер XXI», который осуществил постановку спектакля по сюжету Жана Пуаре.— Нина Чусова — режиссер серьезный, а тут вдруг пьеса-бомба. Как решились?
— Пьесу"Переполох в «Голубятне» я мечтала поставить давно. Она попалась мне в руки лет пять назад, но я не знала, кому в нашей стране принадлежат права. И вот каким-то случайным образом выяснилось, что права у Леонида Робермана, руководителя международного театрального агентства «Арт-Партнер XXI», и он давно ищет режиссера. Наши интересы сошлись. Кстати, Леонид Роберман, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, родился в Гомеле, там живет его мама. им была открыта первая театральная страничка — спектакль «Искушение» по пьесе итальянского драматурга А. Николаи, который выдвинут на премию Союзного государства.
— Какие изменения вы внесли в пьесу?
— Мы в нашем спектакле сократили число действующих лиц, объединив несколько мелких персонажей в один образ. Во Франции постановка шла с огромным успехом, было снято два фильма, поставлен мюзикл. По его материалу в Америке на Бродвее идет мюзикл. Поставлены два великолепных фильма.
— Как у вас возникает замысел спектакля?
— Мне важно «поймать» ощущение материала, почувствовать, какая в нем заложена энергия. Текст для меня бывает и не так важен, случается, что диалоги мне вообще не нравятся… С живыми авторами сложнее работать. У них есть свое мнение. Мы можем спорить до хрипоты…
— Что вы можете сказать о новом поколении актеров?
— Актеры старой школы могут войти в роль в одно мгновение. Молодежи есть чему поучиться у ветеранов сцены.
— Театральные актеры с вами «кочуют» со сцены на сцену?
— Нет. При всей моей любви к актерам я не привязываюсь к ним настолько, чтобы в каждом проекте были одни и те же лица. Все зависит от материала.
— Быть женщиной-режиссером сложно?
— Женщинам-режиссерам сейчас стали доверять. И для большинства уже не важно, женщина ставит спектакль или мужчина. В этом смысле с нами даже как-то охотней работают. Для меня очень важна команда, чтобы я всех знала, чтобы был единый порыв в общем деле.
— Вы всегда хотели стать режиссером?
— Даже в школьных сочинениях на тему «кем хотите стать» писала: режиссером. Еще в юности то праздники ставила, то утренники, потом спектакли. Я все время что-то режиссирую. Во ВГИК на режиссуру меня не взяли — сказали, что молоко на губах еще не обсохло, и посоветовали пойти в актрисы. Я послушала и пошла работать актрисой. А потом снова вернулась в режиссуру. И никто из моих друзей даже не удивился, все знали, что я буду режиссером. У меня не было внутренних сомнений.
— А свою жизнь тоже режиссируете?
— Отчасти. Все мы режиссеры своей жизни.
— Вы собрали много фестивальных наград?
— Артисты мои много получают призов."За «Грозу» — «Гвоздь сезона», были «Триумф», «Золотая маска». Я же обижаюсь, что не так много. Но я не могу попасть на фестивали из-за громоздких декораций.
— Лето — горячее время отпусков, а вы взялись за съемки фильма. В кино пошли не из-за того, что критика стала прохладно относиться к вашим театральным работам?
— Попробовать себя в кинематографе всегда интересно! И потом, это логичный шаг в карьере режиссера. Я внимательно слежу за тем, какие процессы происходят в отечественном кино. Мне интересен Андрей Звягинцев, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, я просто боюсь кого-то не назвать. Мой следующий проект — фильм о проблемах молодежи с элементами комедии, сюрреализма. Не хочу пока рассказывать о будущем кино, скажу лишь, что сценарий Михаила Болле. Я выступаю в роли режиссера.