Александр Филиппенко стал одновременно чтецом, музыкантом и дирижером
В разгар московского театрального межсезонья состоялась премьера литературно-музыкального перфоманса «Триумф художественного вкуса». Авторы идеи и главные исполнители — народный артист России Александр Филиппенко и солист государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Уткин. Две стихии — театр и классическая музыка — соединились на сцене ДК имени Зуева.Вместо декораций — пюпитры с нотами, вместо драматургии — сплав классической музыки, стихов и прозы, вместо обещанного модного перфоманса — вполне классический музыкально-поэтический концерт, составленный из произведений Карла Филиппа Эммануила Баха (одного из сыновей Иоганна Себастьяна, его еще называют «берлинским Бахом»), Вольфганга Амадея Моцарта, Дмитрия Шостаковича, прозы Михаила Зощенко, поэзии Бориса Пастернака, Юрия Левитанского, Иосифа Бродского. На сцене тринадцать музыкантов ансамбля солистов «Эрмитаж», недавние выпускники Московской консерватории, все в черном. С ними руководитель, образовавший в 2000 году этот единственный частный коллектив, исполняющий классическую музыку, — гобоист Алексей Уткин. Пока зрители аплодируют, незаметно возникает также одетый во все черное Александр Филиппенко, которого критики называют не иначе, как человек-театр. Он подчеркнуто элегантен: строгий костюм, изящные жесты, обаятельная полуулыбка. Перед ним, как и перед всеми, пюпитр, но не с нотами, а со стихами. На протяжении полутора часов у Филиппенко в руках, как у ловкого фокусника, будут появляться и исчезать листы с текстами произведений (маэстро иногда подсматривает в первоисточник), откуда-то возникнет палочка, так что актер сможет влиться в процесс творения музыки, стать на время дирижером, которого у ансамбля солистов «Эрмитаж» никогда не было. Он взмахнет палочкой — оживут скрипки, контрабас, гобой, он станет покачиваться в такт музыке — и она зазвучит громче и трелью разлетится по залу, а когда он сожмет ладони в кулаки, инструменты послушно замрут, уступая место литературе. И в этом подыгрывании чтеца оркестру и в ответной чуткой реакции музыкантов на актерскую игру Филиппенко — вся зрелищность и драматургия спектакля.
Каждый отвечал за свою часть программы: Алексей Уткин подбирал музыку, Александр Филиппенко составлял литературную ткань концерта, но у «Эрмитажа» и Филиппенко не было возможности много совместно репетировать — и, наверное, благодаря этому сохранилась свежесть восприятия друг друга. Чтец, очевидно, наслаждается каждым звуком оркестра — будь это Моцарт, Бах или Шостакович, а музыканты в свою очередь не могут сдержать улыбок, когда Филиппенко читает самую смешную часть программы: рассказ Зощенко «Счастье» и комичные поэтические зарисовки Олега Григорьева. Юмористическая сердцевина — кульминация концерта и актерский триумф Филиппенко — обрамлена лучшими лирическими стихами Пастернака, Левитанского, Бродского. От рассуждений о жизни известными поэтическими строками: «Жизнь прожить — не поле перейти», «Жизнь моя кинематограф, черно-белое кино», «Я говорю вам: жизнь все равно прекрасна!», которые звучат в начале спектакля, Филиппенко — через юмор, гротеск, театральность — приходит в финале к лирико-философскому «Рождественскому романсу» Бродского и пронзительному, наполненному ностальгией и ощущением конца стихотворению Левитанского: «А что же будет дальше, что же дальше?» А самым последним звучит его же «Ялтинский домик», который Филиппенко обрывает, не дочитывая: «Мы уже были, но мы еще будем потом┘»
Наслаждение красотой поэзии и музыки, радостное ощущение жизни и немного светлой грусти напоследок — вот послевкусие от этого спектакля. Вам захочется слушать классическую музыку, даже если вы никогда ее не любили, листать поэтические сборники и заучивать стихи наизусть, особенно если не делали этого после окончания школы. Словом, создатели спектакля сделали все, чтобы ожидания зрителей не были обмануты громким названием. И хотя ничего новаторского и эпатажного в этой постановке нет (Филиппенко со своим театром «Моно-Дуэт-Трио» уже десять лет делает моноспектакли и концертные программы по произведениям Гоголя, Булгакова, Аверченко, Довлатова, Зощенко), благодаря талантам авторов и исполнителей «Триумф художественного вкуса» запоминается сходу и оставляет в душе такой же ощутимый след, как ваши собственные переживания.