Женихи с Лосиного Острова
Не публиковались «Чудаки» в России ни разу, но русский перевод вольтеровской комедии, которым воспользовался Долгачев, был сделан еще в 1944 году для Театра Сатиры. Тогдашний спектакль, впрочем, до премьеры не дорос: «Чудаков» закрыли на волне очередной идеологической кампании по борьбе с мелкотемьем, а пьесе приказали пылиться в архивах.
Ничего глубокого от «Чудаков» и впрямь ожидать не приходится. Это милый пустячок да и только. Соответственно, и задачи актерам поставлены простенькие, почти учебные. Впрочем, такие пьесы как нельзя более кстати, когда на сцене столько молодежи. По меньшей мере четверо вчерашних студентов дебютировали в «Чудаках» как актеры. Все, что от них нужно в этом спектакле, — флиртовать да комиковать. А дело это, как известно, молодое, так что ребятишки неплохо справились.
«Чудаки» Вячеслава Долгачева, как это ни смешно, очень напоминают другой недавний спектакль московского сезона — «Холостой Мольер», поставленный в театре у Райхельгауза. Новый драматический и «Школа современной пьесы» существуют почти на разных планетах, и сходство между ними может заметить только очень усердный ходок по театрам. Но и там, и там детки балуются невинными французскими комедиями, а декорации вообще будто одним и тем же человеком сделаны. О плагиате, ясное дело, говорить не приходится, но художническая мысль в «Чудаках» (сценография Маргариты Демьяновой) и «Холостом Мольере» явно двигалась одними и теми же, не слишком оригинальными маршрутами. Логика ясна: где французский классицизм, там и регулярные версальские сады. А где Версаль, там и увитые зеленью изгороди, на которых с энтузиазмом виснут молодые любовники.
Посреди этого сада журчит куртуазный фонтанчик, так что в спектакле Долгачева все сцены стали «сценами у фонтана». Одно романтическое свидание сменяется другим, и все как один здесь изнемогают от любви. Прекрасную девицу в этих «Чудаках» глупые папа и мама, как водится, намереваются выдать совсем не за того, за кого следует. Не за прекрасного юношу, что сгорает от любви и лихо карабкается по изгородям, а за престарелого корсара, только что прибывшего с Зеленого Мыса. Старикан ведет себя совершенно не куртуазно и с ужасным ревом мочит всю молодежь, которая попадется ему под руку. Не в сортире, конечно, мочит, а в фонтане, но вид от этого юноши имеют бледный и довольно мокрый. Но не беда: кровь горячая, бурлит, к концу спектакля, когда дело дойдет до свадебки, все высохнут и согреются. Макет фрегата, на котором прибыл господин корсар, выпалит из всех орудий, и то же самое проделает пробка от бутылки шампанского. И все без исключения чудаки непременно будут счастливы.