В Театре Моссовета показали спортивно-карнавальный спектакль
«Я настолько не молод, чтобы эпатировать, но и не хочу быть старым, дряхлеющим традиционалистом», — объяснял накануне премьеры «Кавалеров» Юрий Еремин, режиссер Театра имени Моссовета. И правда, спектакль по пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони «Хитрая вдова» получился, мягко говоря, неклассическим — актеры катаются на роликах, боксируют, рядятся в национальные флаги, распевают гимны, — но в то же время остался в рамках приличной и качественной интерпретации. После «Антония&Клеопатры» Кирилла Серебренникова («Современник») и «Короля Лира» Юрия Бутусова («Сатирикон») это уже третья смелая игра с классикой в сезоне.Видимо, по аналогии с популярной передачей «Звезды на льду» Юрий Еремин поставил свое шоу, которое в шутку назвал «Звезды на пластике». И действительно, сцена превращена в огромный каток с пластиковым покрытием, по которому наматывают круги звезды Театра Моссовета, включая актеров почтенного возраста Юрия Кузьменкова и Александра Ленькова. Весь первый акт напоминает нечто среднее между маскарадом в Италии и советским катком с фонарями, железными скамейками и бодрой музыкой, несущейся через громкоговорители. Режиссер добавил несколько ностальгических деталей из собственного детства, пытаясь придать итальянской пьесе хоть каплю российского колорита. Для этого он даже вывел на каток русскую пару фигуристов, которая танцует лучше всех и вытворяет трюки в стиле Елены Бережной и Антона Сихарулидзе (Елена Судакова и Владимир Ткачев). Лишь во втором акте запыхавшиеся артисты могут, наконец, снять ролики. Пришла весна, каток растаял, и все, начиная с платья героини и кончая обивкой на мебели, стало зеленым.
События в спектакле, как и в пьесе, развиваются остроумно, легко и весело, но без всякого намека на чувственность и глубину: четыре кавалера разной национальности ухаживают за богатой итальянской вдовой Розалиной, которая никому не верит и никого не любит (и в этом досадное отличие спектакля от пьесы). Выбор она делает по принципу передачи «Испытания верности»: устраивает проверки с переодеваниями, розыгрышами и попытками соблазна — кто выстоит, тот и жених. В образах Мэрилин Монро, пикантной француженки, темпераментной испанки и дешевой итальянской проститутки исполнительнице Лилии Волковой удается вволю похохмить и продемонстрировать свою характерность удачнее, чем в роли строгой Розалины.
Еще более карикатурными вышли образы ее сомнительных женихов. Большой американский парень Ранбиф (Михаил Шульц) одет, как техасский рейнджер, причесан, как Элвис Пресли, богат, как Билл Гейтс, и неотесан, как Буратино. Полная противоположность ему — жених из Франции Лебло (Андрей Смирнов): кудрявый блондин, страдающий жадностью и хроническим нарциссизмом. Он до противного смазлив и говорит с интонациями Сергея Зверева. Галерею женихов дополняют гордый своим происхождением испанец Альваро (Евгений Ратьков) и ревнивый итальянец-шизофреник Винченцо, который в исполнении Валерия Яременко выглядит самым бледным и невыразительным. Команде молодых наступает на пятки еще один жених — очаровательный пожилой итальянец Паскуале. Александр Леньков сыграл его страдающим, но бодрым и жизнерадостным старичком, выходящим за рамки комикса. И это, пожалуй, единственная попытка внести в развеселое карнавально-спортивное шоу каплю настоящего чувства.
«Кавалеры» был бы спектаклем-безделицей, забавной погремушкой на вечер, если бы не удачные актерские работы и целое море режиссерских находок, которые, как драгоценности в шкатулке, разглядывать невероятно интересно. Вот Розалина ест длинную макаронину, откусывая по миллиметру, пока ее жизнерадостный папаша уминает целую порцию. А вот посыльный Папе, кривляясь, изображает то француза, то испанца, то американца — в «Кавалерах» он слуга сразу трех господ. А у героя Ленькова толстый живот и кустистые накладные брови — так что народного артиста России никак не узнать. Еще в спектакле играет живой оркестр (к каждому жениху приставлен собственный музыкант со скрипкой, гитарой, аккордеоном или банджо), процветает культ национальных флагов (флагами Франции, Испании, Америки размахивают, в них одеваются, как в платья, их поднимают над сценой, как на заседаниях Совета Европы), а актеры с задором кавээнщиков пародируют все известные заблуждения и штампы о людях разных национальностей. Гремучая смесь театра, капустника, КВНа и фигурного катания выпущена аккурат к юбилею Карло Гольдони: в следующем году итальянскому драматургу исполнится 300 лет.