В документальном фильме Петра Шепотинника актер приоткрыл свои секреты
Как известно, Олег Меньшиков не дает интервью. Но недостаток его откровений с лихвой компенсирует фильм Петра Шепотинника «Игроки, или Сейчас выйдет Олег» — превосходное видеоэссе о муках и радости творчества, смонтированное из пристальных и интимных наблюдений за репетициями любимого артиста. Фильм только что вышел на DVD в качестве бонуса к телеверсии знаменитого меньшиковского спектакля «Игроки». Вот несколько монологов замечательного актера, которые лучше всего дают представление о его многогранной личности.О легкости
— Артист, на мой взгляд, расплачивается не во время спектакля. Во время спектакля он отдает, освобождается… После спектакля, после величайшей трагедии — очень легко, потому что ты выговорился. Кто-то сказал: «Вот придите к Меньшикову, он наверняка после Чацкого три часа лежит, отходит!» Куда там три часа! Жизнь только начинается после спектакля!
Вообще я не люблю артистов, которые на сцене изо всех сил делают вид, что им безумно тяжело. Потому что это вранье! «Посмотрите, как я сейчас работаю!» Но я пришел не для этого, чтобы посмотреть, как ты работаешь, а чтобы что-то понять, чтобы что-то услышать…
О волнении
— Я 24 года на сцене, но до сих пор перед каждым спектаклем у меня холодные руки. Я считаю, что это ненормально. Ну что? Я волнуюсь. «Комфортно» мне было в кино всего раза три. Это когда совпадение времени в кадре и вне кадра. Это когда улетаешь…
О молодых режиссерах
— Они хотят снимать кино. Что это такое — они не знают. Но они хотят снимать кино. Или ставить спектакли. Вот и всё. Эфроса спросили, когда ему уже было очень много лет и он ставил великие спектакли: «Анатолий Васильевич, почему вы не ставите Гамлета“?» Он сказал: «Я не готов». Вот сейчас найдите молодого режиссера и скажите:"Давайте поставим «Гамлета», — он скажет: «Давайте!» (Смеется.) А Эфрос был не готов.
О Бодрове
— Так бы артистам относиться к своей профессии, как к ней Сережа относился, не будучи артистом… Вот так трезво относиться к себе! Он вообще был счастливый человек. Прекрасно знал свои рамки — и относился (к своей актерской работе) шутя… Не в смысле наплевательски, а именно шутя. Как может к ней относиться только мудрый человек.
О зрительских предпочтениях
— Нет, я вообще очень люблю смотреть дурь всякую. Вот смотришь и думаешь: вот дурь же! А люди собираются, тратят время, деньги, ездят в экспедиции. .. а вот еще глупее можно? Еще дурнее? И оказывается, предела нет. Можно!
О Михалкове
— Я хочу работать с ним. Потому что большего актерского счастья, чем с Михалковым, я не испытал никогда и ни с кем. Простите, пожалуйста, меня, дорогие режиссеры кино, с которыми я работал! Если он считает себя моим учителем — по праву так считает. Потому что я попал к нему на съемки, на площадку, будучи студентом. И я для него до сих пор остаюсь студентом училища… (Смеется.) Хотя и он знает за мной какие-то сильные недостатки, но находит силы прощать. И я понимаю — и нахожу…
Может быть, потому что мы никогда не были с ним друзьями, мы и продолжаем сотрудничать. И он, и я прикладывали определенные силы для того, чтобы сохранить отношения. .. потому что желающих нас поссорить были тьмы. Да, ошибки делает. Ошибки могут делать только очень талантливые люди!