В опере разделись догола
Режиссер Александр Титель, поставивший в Театре Станиславского и Немировича-Данченко «Травиату», решительно приблизил элитарный жанр к вкусовому уровню завсегдатаев эротический клубов: на сцене рядом с оперными певцами комфортно разместились профессиональные стриптизеры обоих полов, уверенно демонстрирующие «сиськи-письки» по полной программе. Натурально, под музыку Джузеппе Верди.Титель ударил стриптизом по публике безупречно: ровнехонько в точке золотого сечения в третьей четверти спектакля. Сначала поскидывали бюстгальтеры пошловатого вида девицы, виляющие задницами так, будто они с рождения страдают двусторонним вывихом тазобедренного сустава. А затем сняли штаны и три бравых тарзана, причем один — о, трепещите, дамы климактерического возраста! — чернокожий.
Впрочем, полной неожиданностью все это не стало. Еще во втором акте публика могла заподозрить неладное, наслаждаясь реалистической мизансценой, в которой дородный Альфред (Сергей Балашов) сначала шастал по сцене в банном халате, демонстрируя зрителю пухлые голени, а затем гневно натягивал брюки и застегивал зиппер, сопровождая свои действия текстом «Я смою этот стыд».
Бордельная атмосфера буквально пропитала весь спектакль, который, похоже, воплощает тайные эротические мечты среднестатистического стареющего, слегка эстетствующего джентльмена. Чего стоят, к примеру, девицы в черных платьях с разрезом на спине, в красных туфлях и красных серьгах, зажавшие между ног виолончели с красными грифами? Картинка, сделавшая бы честь «Пентхаусу». Декорации Владимира Арефьева также выполнены на тему «Бордель эконом-класса»: недорогие, лаконичные, красивые и функциональные. Итак, на сцене прозрачные витрины, внутри которых установлены поддувала. Из поддувал дует — и в витринах хаотично летают разноцветные лепестки.
В роли Виолетты — Хибла Герзмава, певица с сильным и ярким голосом. И хотя ей не хватает трогательности и умения распределять дыхание, все же она лучшее, что есть в этом спектакле. Несмотря на то что постановщики с помощью безвкусных туалетов всячески мешают актрисе быть на сцене естественной и органичной. То напяливают на нее кринолины, совершенно не монтирующиеся с «современным» стилем спектакля и категорически не идущие Хибле. То обряжают в наряд суфражистки (черный низ, белый верх), в котором можно разглагольствовать об учредительном собрании, но никак невозможно петь дуэт с Жоржем Жермоном (Алексей Шишляев).
Всем известно, что в свое время премьера «Травиаты» провалилась. Парижская публика середины XIX века была столь шокирована показом будней куртизанки, что даже не смогла оценить гениальности музыки. Премьера в «Стасике» шокирует не меньше. Во всяком случае, музыка, которой очень бережно и профессионально озабочен дирижер Феликс Коробов, уже мало кого трогает: видать, трудно ей конкурировать с грудками и попками.