«Спуск с горы Морган». Театр имени Вл. Маяковского
Последняя пьеса Артура Миллера появилась в репертуаре московского театра с ведома автора. Репетиции шли еще при жизни американского классика, и премьера планировалась до Нового года. Однако поменялся исполнитель главной роли: вместо Эммануила Виторгана героя пьесы Лимэна Фельта сыграл в конечном счете Валерий Баринов. Миллер скончался примерно за месяц до московской премьеры, так и не узнав, чем кончилось дело. Между тем этого спектакля он ждал. Когда-то режиссер Андрей Гончаров поставил еще в Театре на Спартаковской миллеровскую пьесу «Вид с моста». Спектакль имел большой успех, и драматург дважды приезжал в СССР смотреть его. Теперь, когда ему сообщили, что пьеса «Спуск с горы Морган» репетируется в театре, которым более 30 лет руководил запомнившийся ему режиссер, патриарх увидел в этом некий знак судьбы.Эта пьеса — сочинение своего рода итоговое. Автора «Смерти коммивояжера» или «Цены» выдает в ней более всего классически совершенная драматургическая форма. Впрочем, миллеровская тема жизни, которую никому не дано переписать заново и без помарок, здесь тоже есть. Но, написанная очень старым человеком, эта пьеса имеет отчетливые признаки усталости, растерянности и откровенного сантимента. Немолодой герой едет на машине по обледенелой горе и попадает в автокатастрофу. Мы застаем его в больнице, где наяву и в бреду Лимэн Фельт восстанавливает перед нами картину собственной жизни. А жизнь этого полуеврея-полуалбанца выстроена по американскому образцу “self-made man”: успешный бизнес, неослабевающие с годами энергия и жажда жизни. Здесь, в дверях больничной палаты, пересекаются, наконец, две линии его мужского существования. Ситуация почти водевильная: встречаются две жены, не подозревавшие о существовании друг друга, — старая, нью-йоркская, и молодая, из города, где они с Фельтом держат страховой бизнес. С одной, с Теодорой, которую играет Ольга Яковлева, у Фельта взрослая дочь (Екатерина Стулова), а с другой, Ли - Еленой Шевченко, имеется малолетний сын, который на сцене не появляется. Пока жены выясняют свои взаимоотношения, зрителю есть над чем посмеяться. Но смех короток и невесел, ибо Фельт, пребывая в ситуации «лев зимой» и одновременно находясь на границе между жизнью и смертью, не хочет расставаться ни с одной из своих любовей. Ему необходимы обе, он, вопреки рассудку, возрасту и только что произошедшему несчастью, ощущает в себе силы любить обеих. Одна из самых важных сцен пьесы — воспоминание о сафари. Тот самый лев, но не фигуральный, настоящий, подошел слишком близко, а герой не убегает, напротив, словно загипнотизированный внезапным чувством родства с красивым и сильным зверем, кричит ему о своих нерастраченных возможностях и желаниях. Мужская жизнь Артура Миллера (если обратиться к его биографии) словно переписана им самим в этой пьесе наново. Фельт — его антипод, тот мужчина, каким не стал сам великий писатель, сублимировавший всю свою жизненную энергию в сочинение историй для сцены и экрана.
Тот факт, что главную роль в постановке Леонида Хейфеца сыграл именно Валерий Баринов, можно считать счастливым для спектакля обстоятельством. Артист редкой в нынешнем театре органики, уникальной правдивости чувств, он подарил эти качества своему герою. И сам при этом раскрылся с неожиданной стороны, ибо играть столь мощное мужское начало ему еще не доводилось. Нет, американца из него не вышло. Российская удаль, отечественный нерегламентированный темперамент — всего этого, кажется, даже многовато для Миллера. Зато — в самый раз для Театра им. Маяковского, чьи завсегдатаи, наверное, еще помнят русского Уильямса, знаменитый гончаровский"Трамвай «Желание». Спектакль Л. Хейфеца старомоден, как, вероятно, и последняя пьеса Артура Миллера. Но присутствие в нем В. Баринова, Е. Шевченко, весьма точно и искренне играющей Ли, а главное, фирменной игры Ольги Яковлевой дает свой сюжет, развивающийся как бы поверх авторского. Рисунок Яковлевой узнаваем для тех, кто воспитан на ее работах. Эта прямая спина, отважно скрывающая внутренний слом, эта беззащитная, хрупкая женская сила, эти кружева эмоций, этот безупречный западный лоск, насквозь пропитанный русским надрывом… Все это надо смотреть как раз не знатокам, чтобы поймать шелест нездешних, ненынешних театральных «одежд». Где и у кого еще его поймаешь?
«Спуск с горы Морган» — нечто вроде старомодной трагедии, в которой в отличие от другой недавней премьеры Театра Маяковского, «Старомодной комедии» А. Арбузова, гораздо больше искреннего доверия к избранному жанру.