Труды и дни Леонида Зорина
Был когда-то расхожий штамп — «стало хорошей традицией». Так вот, похоже, стало хорошей традицией — отмечать день рождения замечательного драматурга и прозаика Леонида Зорина в театре имени Ермоловой. В прошлом году в набитом под завязку малом зале в день 80-летия писателя играли премьеру «Невидимок». В этом году аншлаг был уже в зале основном. После большого перерыва в обновленной постановке давали «Перекресток».Давненько мне не доводилось видеть такой зал! Каждый второй зритель пришел с цветами. Точнее, каждая вторая зрительница, ибо процентов девяносто зала были дамы возраста зрелости. А какие удалось подслушать обрывки разговоров! Слева обменивались впечатлениями о концерте, в котором исполняли сочинения Рахманинова, справа договаривались о будущем посещении оперы «Царская невеста» и повсюду говорили о Юлечке Борисовой, Михаиле Ульянове и знаменитой «Варшавской мелодии», что шла в Театре имени Вахтангова без малого сорок лет назад.
Дело в том, что «Перекресток» — это, как бы теперь сказали, сиквел той старой пьесы. У него и второе название есть — «Варшавская мелодия-98». И герои «Перекрестка» — те самые Гелена и Виктор, любовь которых в далеком даже и в год постановки спектакля 1947 году была безжалостно смята запретом Сталина на браки с иностранцами (даже если иностранка и из братской Польши)┘
Но в «Варшавской мелодии98» они просто — Он и Она. Его с момента постановки в 1999 году неизменно играет Владимир Андреев. А Ее несколько лет играла Элина Быстрицкая, получившая в 2000 году за эту роль премию мэрии Москвы в области театрального искусства.
И вот недавно Владимир Андреев перепоставил этот спектакль к своему 75-летию. Теперь роль Ее была предложена Татьяне Шмыге. Да-да, той самой, знаменитейшей примадонне Театра оперетты тех времен, когда этот жанр и этот театр в Москве были (во многом благодаря именно Шмыге) на подъеме.
«Перекресток» — пьеса ужасно грустная. Двое пожилых людей случайно встречаются в аэропорту. И пока не объявили их рейсов, вступают в разговор, который переходит в исповедь — со стороны мужчины. Зачем-то он выворачивает себя буквально наизнанку перед этой «гордой полячкой». Возможно, чемто все-таки она напоминает ему ту, которую он любил всю свою жизнь — и от которой тем не менее трижды отказался┘
Дама «гонит» версию о том, что она крутая писательница-детективщица. И он, когда объявляют его рейс, таки узнает в ней┘ Иоанну Хмелевскую. Ох уж эти недалекие мужики!
Конечно, львиная доля цветов досталась, а кто бы сомневался, Татьяне Шмыге. Не обделили и Владимира Андреева. Подарил любимым актерам цветы и автор.
Кстати, об авторе. Леонид Зорин находится в отличной творческой форме. Да, пьеса «Перекресток» написана уже довольно давно, но вот только что в журнале «Знамя» появился его очередной маленький роман «Обида» — второй в этом году. Регулярно выходят книги (последний двухтомник — год назад в издательстве «Время»). Желаем ему творческого долголетия. И до встречи в Театре имени Ермоловой в будущем году!