Трагикомедия А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Трелкина» вызвала радикальные перемены в Центре драматургии и режиссуры. Здесь впервые поставили классическую пьесу
Сделал это не начинающий режиссер, а основатель Центра Алексей Казанцев, вспомнивший свою первую (режиссерскую) профессию. Ему удалось доказать, что трагикомедия Сухово-Кобылина по актуальности не уступает новой драме. История о том, как чиновник Тарелкин инсценировал собственную смерть, пытался шантажировать начальство, за что был объявлен «вурдалаком, вуйдалаком, мцырем» и под пытками признал свою вину, стала для Сухово-Кобылина поводом напомнить о продажности чиновников и полиции и несправедливом устройстве русской жизни. Казанцев поставил ее так, будто текст Сухово-Кобылина сочинен не сто с лишним лет назад, а совсем недавно записан на диктофон каким-нибудь энтузиастом театра.doc. Актеры произносят реплики с современными интонациями и играют легко, без лишнего пафоса и многозначительности. Каждая фраза становится поводом для серии этюдов-розыгрышей. Чиновники с наслаждением воруют кошельки друг у друга из карманов, полицейские во время допроса отчаянно дерутся, не забывая дать свидетелю тумака, а прачка Люба Брандахлыстова навязывает Тарелкину детей-переростков. Герои пытаются обмануть друг друга и сами попадают мошенникам в лапы. Знаком всеобщего обмана и круговой поруки становится мизансцена, которая повторяется несколько раз: герои идут друг за другом, держась за руки, как в детском хороводе. Игра «в Тарелкина» доставляет огромное удовольствие всем участникам спектакля и зрителям. Жалеешь только об одном: во второй половине спектакля актерам изменяет чувство меры, и содержание трагикомедии тонет в бурной пене милых отсебятин и вольных, капустнических импровизаций на тему «Смерти Тарелкина».Лица
Александр Васильевич Сухово-Кобылин решил написать первую пьесу, отсидев неделю в тюрьме по обвинению в убийстве гражданской жены. Сочинив «Свадьбу Кречинского», он почувствовал, что некоторые персонажи настолько интересны и сложны, что конфликт между ними может стать поводом для новой пьесы. Так возникло «Дело», а вслед за ним «Смерть Тарелкина». Алексей Казанцев учился режиссуре у Г. А. Товстоногова и О. Н. Ефремова, работал в Рижском театре русской драмы. Написав в 1975 году первую пьесу, решил сменить профессию. В 1998-м вместе с драматургом Михаилом Рощиным создал Центр драматургии и режиссуры.