«Невидимки» Л. Зорина в Театре имени М. Н. Ермоловой
В Ермоловском театре премьера. «Невидимки» Леонида Зорина, посвятившего пьесу Владимиру Андрееву. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно он дал «Невидимкам» сценическую жизнь и сыграл в этом спектакле главную роль. В партнёрши себе Андреев выбрал начинающую актрису Марию Бортник.Вместе они, не пользуясь ярким гримом, в скромных, почти репетиционных костюмах, деликатно, достаточно личностно, но без лишнего надрыва, разыграли на крохотной сценической площадке Малого зала ермоловского театра простую и вместе с тем поэтически-возвышенную, чрезвычайно волнующую историю.
Ведь в «Невидимках», несмотря на наличие некоего авантюрного начала, драматург сосредоточил всё внимание на самой загадочной и одновременно едва ли не самой притягательной вещи на свете человеческих отношениях.
В программке к спектаклю мы не найдём настоящих имён его действующих лиц, хотя герои пьесы Зорина периодически шутливо называют друг друга Иннокентием и Леокадией. «Невидимки» оказываются ещё одной вариацией с успехом путешествующего во времени вечного сюжета о Мужчине и Женщине.
На сей раз, это стареющий московский интеллигент, достойно и несуетно существующий в окружении многочисленных умных книг и юная провинциалка, приехавшая в столицу в поисках необыкновенной участи.
Случайное заочное знакомство, состоявшееся благодаря ошибке при наборе телефонного номера, внезапно сталкивает их в череде жизненных будней. Несколько дежурных фраз и вот уже, словно по мановению чьей-то волшебной палочки, исчезают всяческие границы и условности, и образуется единое энергетическое пространство, соединяющее явные противоположности скептицизм и импульсивность, мудрость и интуицию.
Интересно следить и мысленно эмоционально «подключаться» к спонтанным, ироничным, чуть философским диалогам (а жанр спектакля так и определён его создателями «диалог в четырёх сценах»), постепенно раскрывающим характеры этих людей, которых, несмотря на принадлежность к разным поколениям, роднит беспросветное одиночество, какая-то внутренняя неприкаянность, стремление во что бы то ни стало быть понятыми.
И вот уже подобное общение начинает казаться заранее предопределённым «скрещеньем судьбы», недаром с течением времени оно становится для персонажей насущной потребностью. Думается, ещё немного и родится чувство, и «орбиты» этих разных «планет» перестанут быть параллельными.
Но, увы, чуда не произойдёт. По вполне узнаваемой, даже в какой-то степени банальной причине. Она (Мария Бортник) готова к решительному шагу. Он (Владимир Андреев) не в силах перебороть свой страх перед большой разницей в возрасте. И ещё больше замкнётся в своём мире этой своеобразной"башне из слоновой кости, тщательно «выстроенной» им самим. Однако авторы спектакля не ставят точки в конце спектакля, после просмотра которого в зрительской душе остаётся странное послевкусие.
Конечно, в нём преобладает чувство досады, оттого что мы так и не стали свидетелями столь желанного счастливого финала. Но звучащая фоном прозрачная мелодия давнего французского шлягера невольно рождает ощущение робкой надежды на возможную встречу, может быть, не этих, но каких-нибудь других родственных душ. Только надо немного подождать. Заметил же когда-то сам Леонид Зорин в своей «Варшавской мелодии», что «букет создаётся выдержкой».