Стенограмма форума с народным артистом России Александром Леньковым
— Только не работа. Кружок выпиливания, секция по плаванию. .. Никакой влюбленности из трепета.
— В одном интервью Вы сказали, что не очень хорошо относитесь к антрепризам, почему? Сейчас Ваше мнение не изменилось?
— В основном антреприза — халтурна. Несколько популярных артистов, худосочная режиссура и… вперед!
— Чем сейчас занимается Ваш внук Филипп? Какие у него интересы? Ходит на Ваши спектакли? Если да, то какие эмоции он после спектакля Вам «выдает»?
— Довольно тактичное отношение. Ни «вау!», но и не «фигня». Но, когда приходят друзья к нему домой, иногда запускает, вроде случайно, кинофильм с моим участием: «А это мой дед, он артист».
— Какие роли Вам интересней играть — комедийные — такие как например, как Сэр Тобби из «12 ночи», Гоббо «Венецианского купца» или драма Михея «Не было ни гроша, да вдруг алтын», а может Лока в «Пчелке»?
— Из этого списка — Лок в «Пчелке». Интересно играть трагикомедию, притчу, но не «радиотеатр» на сцене.
— Популярный вопрос: какую известную роль Вы хотели бы, но еще пока не сыграли?
— Режиссер! Его Величество РЕЖИССЕР может взять материал, на который никто и не смотрел раньше, и сделать спектакль-событие! (пример — «Каштанка» в ТЮЗе г.Екатеринбурга). А можно сбацать «Ричарда», «Лира» и никто и не вспомнит на следующее утро┘..
РЕЖИССЕР!
— Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Интересно было бы узнать, откуда Вы родом, как начиналась Ваша актерская жизнь.
Заранее благодарю.
— Слава Богу, из актеров — один я! Остальные — нормальные люди.
Жена закончила авиационный институт. Химик.
Дочь — художник-график.
Родители — серьезные люди. Отец вообще почтовоящечный работник. Что-то связанное с ракетами, горючим.
Увы, вместо этого заведения теперь Банк!..
А «актерская жизнь» началась случайно. По причине близкого расположения школы к театру. Потребовался мальчик для участия в спектакле.
— Уважаемый Александр Сергеевич!
Давно хотел у Вас спросить: в одном из интервью на вопрос о том, почему больше нет спектакля «Пчелка» Вы сказали, что гномы «постарели». Но ведь в последнее время играли и молодые актеры. А спектакль был очень добрый и хороший. Сейчас в театре кроме спектакля «Шиворот-навыворот» детских сказок, к сожалению, нет.
В связи с этим такой вопрос: не хотелось бы Вам поставить сказку по стилю напоминавшую «Пчелку» — добрую и умную?
— Правильнее — «постарел» спектакль. Это было главной причиной, почему решили не играть «Пчелку». Пусть лучше останется хорошее воспоминание.
Не хотелось, чтобы после спектакля оставалось впечатление как от обычного детского утренника.
А что касается новой сказки? Все может быть┘
Сейчас я весь во ВГИКе, где преподаю.
Кстати, делаем и сказку.
— Уважаемый Александр Сергеевич!
Спасибо Вам большое за роли, за энергию, за искрометность!
Хотелось бы спросить, как Вам удается совмещать работу на телевидении и в театре им. Моссовета? Нравится ли работа в программе «Тушите свет»?
Есть ли такая роль, которая до сих пор остается Вашей мечтой?
Спасибо и удачи! Новых и интересных ролей!
— Пока удается совмещать. У меня еще ВГИК, съемки, запись на радио.
Что касается «Тушения света» — закрыта программа.
Не раскрываю секрет, но появится скоро нечто новое. Не хуже!
— Что вы больше всего любите и ненавидите в актерской профессии?
— Работу! Чем сложнее, мучительней — тем лучше.
А ненавижу безразличие — «сойдет и так».
— Как обычно реагируют люди в зале, когда вы поливаете их водой на спектакле «Двенадцатая ночь»?
— Это не самоцель, не заигрывание. В середине второго акта происходит некоторый┘ завис в спектакле. И нужна некая клоунада.
— Любите ли вы поспорить?
— На репетиции — Да. В жизни — Нет.
— Расскажите о происхождении вашей фамилии.
— От слова ЛЕНФИЛЬМ. Кстати, когда у меня появилась любительская кинокамера, то мои фильмы начинались с титра «производство киностудии Лень-фильм».
— Есть ли у вас друзья среди актеров театра Моссовета?
— О друзьях┘ Многим кажется — актеры только и делают, что┘ «тусуются».
Поверьте, в основном, ведем довольно замкнутый образ жизни. Надоедает народ, шум, гам.
Дружу с теми, с кем учился. С Маргаритой Тереховой хорошие отношения, со Славой Бутенко.
С кем много играл и многое связывает — Нелли Пшенная, Леонид Евтифьев, Елена Валюшкина┘
Но Новый Год буду справлять в узком семейном кругу┘ а потом уже по друзьям (это уже другая связь — дачная).
— Интересно, каким образом происходит запись «Красной стрелы», ведь вечером к эфиру уже полностью готов материал (и мультфильм и озвучание) на злобу данного дня? Вам интересно работать в этом проекте?
— Это уникальное соединение ПРОФИ: авторов, режиссеров, художников, в меньшей степени — актеров.
— Скажите, как Вы относитесь к фанам, поклонникам(цам) театра или актеров, а также к тому, что любимое место у поклонников — иногда не спектакль, а служебный вход театра? Я например, считаю что правильнее после спектакля актеров не тревожить, ведь работа — есть работа, и усталость после сцены — просто огромная. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Спасибо.
— Фаны, поклонники┘ Это все входит в профессию. Было и будет. Слегка тревожить можно. Актеру это приятно. Назойливость — другое дело.
— Скажите пожалуйста, что для Вас важнее, театр или кино и в каких театральных работах Вас можно будет увидеть в следующем году?
— Важнее? Правильнее — интереснее. Интереснее — театр. Роли более разнообразные. Пришел сейчас в театр и натолкнулся на свежее распределение в новом спектакле: постановка Ю. И. Еремина, «Трамвай желание» вперемешку со сценарием А. Куросавы «Под стук трамвайных колес»┘ Интересно!
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своих театральных работах вне театра им. Моссовета. Я много слышала про спектакль «А - это другая». Скажите, идет ли он сейчас? А еще очень интересно спросить про ваших студентов-вгиковцев. Как вы с ними занимаетесь, что делаете? И был ли, когда вы отбирали их в свою мастерскую, какой-то еще критерий, помимо всех обязательных, лично ваш? Если да, то какой?
— Из спектаклей «вне» — только три работы.
«Борис Годунов» в постановке Деклана Доннелана. Очень трудно на словах описать. Пространство, стиль — все необычно. Жаль, что в основном играли мы его на зарубежных фестивалях. В России всего несколько спектаклей было.
«А - это другая» идет на сцене Центра современной драматургии А. Казанцева и М. Рощина. Как и все пьесы, которые берутся для постановки в этом театре, она нетрадиционна. Может вызывать разные толкования у зрителя. Уникальна на мой взгляд работа Ирины Гриневой.
Режиссер спектакля Ольга Субботина. Она — режиссер-деспот. Может репетировать до двух часов ночи, не понимая, что хочется спать, что есть что-то и кроме спектакля┘ Я ее обожаю.
И, наконец, антреприза — «Невесты по выходным». Комедия. Играем в основном в глубинке. Смешно, артистично, благодаря режиссуре Сергея Алдонина.
ВГИК┘
Хотелось яркий курс. Чтоб разные лица были, типажи┘ Чтоб чувствовали юмор, владели пластикой, артистичны от природы. И это есть (были первые зачеты).
— Расскажите о Вашей роли в спектакле «Учитель танцев».
— Мне очень приятно играть в этом спектакле.
— Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич!
Обращаются к Вам молодые девушки: Ольга, Марина, Ирина и Наталья. Прежде всего хотим пожелать Вам здоровья и долгих лет работы в театре Моссовета.
Нам очень нравиться ваш герой — слуга Белардо из спектакля «Учитель танцев». Думаем, что без его помощи его хозяину Альдемаро не удалось бы так быстро завоевать сердце красавицы Флорелы.
Александр Сергеевич, хотим передать через Вас вопрос к костюмерам спектакля: не хотели бы они внести разнообразие в одежду главного героя — учителя Альберто? А то получается, что девушки, которых он обучает танцам, всегда приходят на уроки нарядными, в красивых платьях, а их учитель, вероятно, в связи с отсутствием средств до первой зарплаты вынужден преподавать в военной форме. И как только он умудряется её стирать, а главное, быстро высушивать? Конечно, не костюм определяет человека, а тот внутренний свет, который от него исходит (да и нам, зрителям, Гедиминас Таранда нравится в любом костюме), но всё — таки, хотелось бы видеть счастливого Альдемаро, хотя бы в конце этой музыкальной истории, одетым по-новому. Мы прекрасно понимаем, что одежда, в которой танцует Гедиминас Таранда, должна позволять ему свободно двигаться, тем более, что в спектакле много дуэтных танцев. Но, может быть, возможно найти какие — либо варианты? Думаем, что с нами согласились бы многие зрители. Очень надеемся на понимание со стороны костюмеров спектакля.
— Сейчас, когда спектакль идет, менять что-либо в оформлении не принято. Что касается военной формы, на мой взгляд очень оригинально. Не хотелось┘ сладости, опереточности.
— Нам очень нравится музыка, которая украшает спектакль «Учитель танцев». Мы думаем, что эта музыка достойна того, чтобы быть изданной на диске. Думаем, что зрители с удовольствием бы купили такой диск, чтобы дома ещё ни один раз послушать приятные мелодии. Ведь существует такая практика в театральном мире: помимо иллюстрированных программок продавать зрителям кассеты или диски с музыкой из спектакля. По нашему мнению, это очень хорошая память о походе в театр. А что думаете Вы по этому поводу, Александр Сергеевич?
— Согласен. Но, увы, это не ко мне┘ Могут быть фотографии актеров, могут быть кассеты самих спектаклей┘
— Есть ли у Вас новая работа в кино и когда её можно будет увидеть?
— Где-то весной выйдет комедийный сериал об артистах. Пока называется «Киношники».
— Есть ли у Вас любимый спектакль? Часто ли вы посещаете театры в качестве зрителя? если да, то что в последний раз смотрели?
— Всегда интересно что либо новое делать. Вот и любимый, пока не существующий, спектакль — «Под стук трамвайных колес».
В театр хожу редко. Если знаю, что увижу для себя что-нибудь интересное. Смотрел недавно «Короля Лира» в постановке японского режиссера Тадаси Судзуки. Воздержусь от комментариев.
— Я так рад, что в спектакле «Серебряный Век», играли два моих любимейших актёра — Вы, Александр Сергеевич и Людмила Николаевна Дребнёва.
Я живу не в Москве. А к моему величайшему сожалению, в интернете, крайне мало информации о Людмиле Дребнёвой. Есть только информация, что она закончила Щукинское училище. Что она — актриса Театра «Школа Драматического Искусства» и «МТЮЗ». Есть список её работ в кино и театре. Да пара старых маленьких фото.
Вы же, служите в Моссовете, практически с детства — очевидно, много знаете о других актёрах связанных с этим театром. :) Извините меня, ведь, этот форум, организовали для Вас, но Вы - моя последняя надежда за семь лет, что-нибудь разузнать о Людмиле Дребнёвой. Надеюсь, Вы поймёте меня как мужчина.
Пожалуйста, расскажите о ней. Например, что-нибудь из её судьбы. Или, может, Вы знаете, какой-нибудь, интересный случай, связанный с ней и её пребыванием в качестве приглашённой актрисы в театре Им. Моссовета.
Спасибо. Желаю Вам счастья и здоровья!
— Очень люблю эту актрису. Самобытную. Один голос чего стоит. ..
Долгое время Люда работала помимо театра имени Моссовета в центре Анатолия Васильева.
Сейчас, когда появился жанр антреприза, у нее несколько проектов.
Но правильней Вам будет написать письмо самой Людмиле Николаевне.
— Я слышала, что Вы сейчас репетируете новый спектакль в Моссовете. Расскажете поподробней?
— Пока секрет.
Но в основе пьеса «Трамвай желание» и сценарий Куросавы «Под стук трамвайных колес». Остальное все сочиняется на репетициях, как и всегда у Юрия Ивановича Еремина.
— Какое кино вы любите смотреть?
— Смотрю в основном то, что связано с работой. Цели угнаться и посмотреть новое нет.
Недавно смотрел «Ромео и Джульетта» — тот, Дзафиреллевский фильм. «Под стук трамвайных колес» — тоже для работы надо.
— Александр Сергеевич, добрый день! Во-первых, спасибо Вам за роли!
Ну и маленький вопрос: чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от работы и творчества время (если таковое имеется)?
— …в свободное время.
Было время, когда занимался только дачей. Ее переделкой, доделкой и прочим.
Умею много чего. Я и плотник, и столяр. Но обожаю просто НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Тупо сидеть. Правда, потом приходится наверстывать.
— Плотник и столяр?! очень интересное дело!
А Вас кто-то учил? и передаете теперь опыт внуку?! :))
Правильно говорят — талантливый человек, талантлив во всем! Теперь я в этом убеждаюсь еще раз!
— Опыт передаю. Он владеет уже многими инструментами, и может даже смастерить что-нибудь сам молотком, отверткой…
— Добрый вечер, Александр Сергеевич!
Спасибо Вам за творчество, роли и ту энергию, которую вы даете со сцены зрителям!
С каким режиссером или актером Москвы Вам бы хотелось поработать?
И можете ли Вы про себя сказать, что вы действительно счастливый человек? Или что-то еще есть в жизни, чего Вам не хватает для полного ощущения этого состояния?
— Хотелось бы поработать и с Петром Фоменко, и с Кириллом Серебрениковым, и с Ниной Чусовой, Ольгой Субботиной. Так не хочется… затхлости. Театр должен удивлять.
Счастье? Значит успокоенность по-моему. Недавно прочитал, что в Донецкой области проживает мужчина — не спит уже 30 лет, без вредных последствий. .. Вот это да!!!
Завидую.
— Получали ли вы открытку с поздравлениями с днём рождения от проекта «Россия поздравляет (Праздники.ру)!?» :) И ещё один вопрос: есть ли у Вас любимое место в Москве, где Вы любите гулять в свободное время?
Заранее благодарю и желаю Вам всегда здоровья, удачи. Удачно Вам отыграть сегодняшний спектакль.
— Открытку получал. Но человек я неграмотный в смысле новых технологий, и не понял, почему и за что мне… Спасибо.
Любимое место — Ленинские горы. И старая Москва — Замоскворечье.
— Не знаю, успею ли я Вам задать этот вопрос… ответите ли вы на него. Но вот очень хочется ещё спросить:
В сериале «Провинциалы» вы играли псевдопреподавателя театрального училища. Игра ваша очень впечатлила. А Вам как самому… как вошли в этот образ? И вообще есть ли у Вас своя любимая роль в кино?
А по поводу открытки хочу сказать, что поздравляли Вас с днём рождения люди, зрители от всей души за то, что вы просто есть. И будут поздравлять и в этом году. :) Так что ждите 17 мая. А после этой даты открытку вы получите. Спасибо Вам за ваш талант.
— Как сказал автор сценария Виктор Мережко, прообраз моего героя существует…
Входить в образ? Алексей, по-моему, Вы очень глубоко берете.
Я профессионал. Сейчас, через полчаса спектакль, а я и не думаю о том, что буду Белардо. А может я просто наглец… Не знаю.
— Александр Сергеевич, а Вы переживаете, нервничаете на премьерах спектаклей? И еще вопрос — а правда, что когда актер на сцене, то он не замечает зрителей в зале? Даже если и кажется, что он на тебя смотрит, на самом деле — это как взгляд сквозь стекло?
— Перед премьерой испытываю скорее азарт чем переживание.
Все это сказки, мол актер в образе и не видит зал…
Видит, управляет им даже. Я про нормальных, профессиональных актеров говорю.
— Александр Сергеевич, а были ли у Вас в кино или в театре такие моменты, когда Вы отказывались от определенной роли, ее играл другой актер┘ и роль оказывалась удачной┘
Приходилось жалеть, что в свое время Вы от нее отказались?
— Скажу честно, я не люблю себя экранного…
И, слава Богу, что не знаешь, как смотришься на сцене в спектаклях. Если не утверждали, или по каким-либо причинам не снимался, особо не анализирую. Наверняка будет не в мою пользу.
Огромное спасибо моим собеседникам. Бегу на работу — играть спектакль.
Ваш Александр Леньков.
— Жалко, что по времени так мало удалось пообщаться…
Спасибо, Вам за искренность, за внимание!