Нина Чусова перелопатила Мольера
Аскетичность и строгость японского «Короля Лира» во МХАТе сменит фейерверк и карнавал Мольера. Ближайшая премьера МХАТа — «Тартюф», который с утра до вечера и с вечера до утра репетирует Нина Чусова.«Тартюф» в полном составе уже вышел на большую сцену. Если посмотреть со стороны, то можно схватиться за голову: да Мольер ли это? И в самом деле — тот ли это «Тартюф», который помнят театралы по знаменитому спектаклю Анатолия Эфроса? Отвечаем: совсем не тот. Потому что на дворе XXI век, который посредством Мольера режиссирует Нина Чусова. А у Чусовой — все с ног на голову, шиворот-навыворот.
Достаточно посмотреть на костюмы, которые придумал Павел Каплевич. В женском платье преобладают три колера — бордовый, зеленый, голубой. Их яркость бьет по глазам, как нож преступника.
Преступник в данном случае не натяжка. Господин Тартюф, согласно трактовке режиссера, вернулся из мест не столь отдаленных, и биография его темна. Достаточно взглянуть на костюмчик — он у него в полосочку. Но не в вертикальную, а в поперечную. Хотя мужское окружение прохвоста имеет на костюме именно полоску сверху вниз.
Тартюфа репетирует Олег Табаков.
— Время страшно изменилось, — говорит Олег Павлович в перерыве. — Сегодня Тартюф другой. Собственно, достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть столько их. .. О, это очень непростой и очень страшный тип.
У типа есть двойник — его придумала Чусова и на роль двойника позвала актера Владимира Федорова, чью необычную фактуру любят использовать киношники. Федоров — карлик, по образованию физик, но чрезвычайно артистичная и художественная натура. В версии Чусовой он проходит под именем Лоран и является как бы комментарием к действиям и даже мыслям Тартюфа.
Как вы догадываетесь, чистотой помыслы его не отмечены. Появившись в семье Оргона под видом благочестивого и высоконравственного субъекта, Тартюф пытается соблазнить его жену Эльмиру. В роли Эльмиры — Марина Зудина. На этот раз она жгучая брюнетка в бордовом платье — словом, дама весьма рокового вида. Лоран у ее ног играет на гитаре, а Табаков, закатив глаза, мурлычет любовную арию.
Вот уже второй сезон Зудина выходит на мхатовскую сцену партнершей своего супруга: в прошлом сезоне они парой работали в «Последней жертве» и в «Дяде Ване». Старые театралы наверняка будут сравнивать этот дуэт с дуэтом из эфросовского спектакля Калягин-Вертинская. Хочешь не хочешь, но сравнивать придется, потому что в том легендарном спектакле были заняты Юрий Богатырев, Нина Гуляева, Станислав Любшин.
Из досье «МК». «Тартюф» — запрещенная пьеса при жизни великого французского комедиографа. МХАТ с 1912 года не раз подступался к ней, но все попытки заканчивались неудачей — вплоть до 39-го года. Именно тогда после 553 репетиций «Тартюф» встретился со зрителями. Постановку посвятили памяти Станиславского. За полтора года его сыграли 82 раза, а во время войны декорации на гастролях в Минске сгорели. И лишь только в 1981 году Анатолий Эфрос вновь вернулся к мечте Станиславского, то есть «Тартюфу».
Историческая память, с одной стороны, держит в напряженности нынешний состав, а с другой — дает карт-бланш молодым актерам. Например, Даше Мороз — в спектакле она Марианна. Александр Семчев — Оргон, и этим все сказано. В роли служанки Дорины — ключевой фигуры многих комедий Мольера — Марина Голуб. И со своим историческим предшественником этот спектакль роднит легкомысленно-радостный подход к Мольеру, который Чусова усугубляет и доводит до крайности.
События в семье Оргона из интерьеров она выносит в сад с обильной зеленью и бассейном, в котором герои принимают водные процедуры. Правда, воду как таковую в новом спектакле не льют и не мутят. Волны здесь картонные, но этот наив не уменьшает огонь и страсть комедии Мольера. Одним словом, ждите комедии, искрометной и сумасшедшей.