Честные намерения
Если вы хотите собственными глазами увидеть, как можно вести дело честно и успешно, променяйте свои экономические учебники на один вечер в театре. Хотя каким образом Прибытков умножает капитал, нам как раз не покажут. Режиссер Юрий Еремин введет нас в его дом только в тот момент, когда он закончит просматривать бумаги и с умыслом отвлечет внимание живой сценкой на первом плане, когда к Прибыткову забежит приказчик. Его коммерческие дела в тени, но не потому, что темны, а потому, что в театре уместнее представить дело любовное. И пусть по нему судят о его способности вести все прочие.
Эту пьесу Островский написал за год до «Бесприданницы» — в 1877-м. Его главной заботой тогда было найти новую героиню, почувствовать ее нерв. А дело шло к эпохе fin de siecle (конец века). Она уже не купеческая дочь, и среда вовсе ее не заедает. Она — богатая вдова и любить вольна, кого захочет. В исполнении Марины Зудиной Юленька совсем лишается колоритных национальных черт и становится изящной, беззаботной и нервной, как француженка. Она набрасывает поверх дымчатого платья с серебристыми цветами сиреневый шарфик цвета от Врубеля, а цветы — от декаданса. Она заламывает руки и падает в обморок, когда узнает, что жених обобрал ее и посватался к другой, богатой. Такой даме дозволено и денег попросить для бесстыдного любовника. И когда она картинно падает на колени перед прозорливым и упрямым Флором Федулычем, он теряет голову и на все соглашается.
Да в самом ли деле теряет голову? В этом главный интерес спектакля, поставленного ради героя, а не героини, как замышлял наш классик. Прибытков, конечно, ценит изящное, а значит, хочет его иметь подле себя, как картины или граммофон с льющейся из него Casta Diva. Дело заполучения Юленьки представляется ему первостепенно важным и выгодным. О, намерения его честны: спасти беззащитную вдову от разорения, с тем чтобы жениться на ней. Для этого он облачается во фрак, оставляет ленивый и повелительный домашний тон, чтобы взять заботливый и учтивый, местами трепетный — для общения с красоткой. Для этого идет на риск, давая взаймы, для этого интригует, слегка, без ущерба для репутации. Табаков играет его искренним, даже влюбленным, но зрителя не оставляет ощущение, что это — до мозга костей буржуа, стяжатель, увлеченный удачно текущей операцией. Она оканчивается хорошей прибылью: седовласый господин уводит с собой покорную даму, чтобы дать ей покой и надежность. Нам ли в наше время осуждать за это? И мы волей-неволей рукоплещем новому герою.