Пресса

Погасшие звезды

Борис Иванов и Анатолий Адоскин сыграли в Театре Моссовета «Комиков».

Собственно, самое смешное в пьесе — это ее название. Сама же история, написанная американским драматургом Нилом Саймоном, какой бы человеческой комедией ее ни называли, к веселью располагает мало.

Два старых актера (так и хочется сказать бывших, если бы не твердое убеждение, что актер продолжает оставаться актером даже в полной изоляции от внешнего мира), пара комиков, выступавших в варьете Нью-Йорка, встречаются десять лет спустя после того, как на пике славы оставили сцену. Один — Ол Льюис — живет с дочерью и выглядит вполне респектабельно. Другой — Вилли Кларк — в одиночестве прозябает в скромном номере отеля, совсем не выходит на улицу (боится не справиться с замком), а связь с миром поддерживает через племянника, который навещает его раз в неделю, приносит продукты, газеты и тешит его самолюбие — кормит своего некогда знаменитого дядю сказками о каких-то ангажементах. Но дядя забывает слова на ходу и категорически не вписывается в современные жанры — какая уж тут работа. Наконец племяннику удается невозможное: старика приглашают в телевизионное ретро шоу. Жизнь обретает смысл, после долгой разлуки со своими партнером он пытается отрепетировать выступление, но старые обиды мешают — старики не могут договориться. Телевизионная затея проваливается прямо перед камерой. Льюис, как и много лет назад, выходит из игры и отказывается принимать участие в съемках. Из-за сарказма одного и педантичности другого они теряют последний шанс напомнить о себе. Их попросят из студии — за ними очередь таких же «бывших», и ни у кого из «настоящих» нет времени слушать их препирательства. Дискуссию старым актерам суждено продолжить уже в престарелом доме, где им придется провести немало вечеров, полных любви и взаимных обид. ..

Типичная межнациональная, не только актерская, стариковская история. К бродвейской пьесе — легкой, как бабочка — в российском театре уже не раз пытались приделать беспросветный подтекст. И немудрено, хотя бы потому, что американская богадельня по сравнению с отечественным домом престарелых — пятизвездочный курорт, на котором обитатели ставят спектакли и ни в чем не знают нужды, но это так, к слову.

Американская пьеса уже шла в российской провинции. На московской сцене она известна под названием «Весельчаки» — в антрепризной постановке Андрея Житинкина, где главную роль играл Юрий Яковлев. В Театре Моссовета ее исполняют старейшие артисты — Борис Иванов (Кларк) и Анатолий Адоскин (Льюис). Похоже, главной задачей режиссера Бориса Щедрина было срежиссировать реплики партнеров. Режиссировать двух народных было нечего — они играют самих себя. Точнее, всех тех, кто оказался в таком же мучительном положении — бывших любимцев публики. Это их бенефис. И ничего плохого в этом нет — камерная «Сцена под крышей» Театра Моссовета может вместить всех желающих убедиться, что Борис Иванов на 83-м году жизни по-прежнему в отличной актерской форме и держит на своих плечах весь спектакль, что Анатолий Адоскин вполне может претендовать на роли не только дряхлых стариков и что их диалоги очень даже скрашивают неспешный вечер.

Спектакль впечатляет ровно настолько, насколько и стариковские причуды. И вместе с тем трогает — как их отчаянные признания в «счастье» «жить одному, получать пенсию и иметь два приличных костюма». Когда слушаешь подобное, понимаешь: помочь мало чем можешь, разве что пожалеть, хотя бы о том, что на всех старейших актеров «Комиков» не хватает. Как и на всех одиноких стариков заботливых племянников.
Ирина КорнееваВремя МН30.10.2002

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×