Премьера Театра Моссовета напомнила о его золотом веке
«Комиков» написал несколько залежавшийся, но по-прежнему популярный американский драматург Нил Саймон — программка уверяет, что его «фантастический успех на Бродвее длится вот уже почти сорок лет». Поставили ее на Малой сцене Театра Моссовета: спектакль выпустил Борис Щедрин, лет десять-пятнадцать назад считавшийся одним из самых многообещающих молодых режиссеров. Главные роли сыграли старейшие артисты театра — Борис Иванов (ему 83 года) и 75-летний Анатолий Адоскин. Это их бенефис.Cюжет «Комиков» как нельзя лучше подходит для бродвейского успеха: пьеса дает повод посмеяться, пустить слезу, тяжко задуматься над неизбежным трагизмом жизни — и все это в одном флаконе! История, посвященная старикам, постановочно беспроигрышна: престарелый комик Вилли Кларк (Борис Иванов) лелеет давнюю обиду на своего партнера, комика Ола Льюиса. Кларк нищ и пятнадцать лет подряд носит одну и ту же пижаму, а щеголь Льюис смотрится отлично. Но это детали, главное в том, что в незапамятном году Ол Льюис сбежал из профессии и покончил с их пользовавшимся бешеной популярностью шоу.
Вышедшим в тираж комикам выпал шанс выступить на телевидении — можно показать себя, а заодно заработать хорошие деньги. Но старики не могут перестать грызться (зрители между тем понимают, что на самом деле это любовь). Гармония наступает, когда собравшийся в дом престарелых Вилли Кларк выясняет, что в ближайшее время там же окажется и его обидчик. Торжество дружбы вынесено за рамки пьесы: предчувствующий хорошую шутку Вилли злорадно потирает руки, печальный Ол не подозревает о близкой встрече, умиленная публика представляет себе их долгие разговоры в доме престарелых… Умиление — ключ к успеху, но особенность спектакля в том, что для зрителя, помнящего прежний Театр Моссовета, оба актера не только исполнители, но и персонажи спектакля. Во времена оны Иванов и Адоскин были легендарными «капустмейкерами» — без них не обходился ни один театральный юбилей… Но дело не только в этом.
Нынче все изменилось, а при художественном руководстве Юрия Завадского и некоторое время после него Театр Моссовета пользовался бешеной популярностью: режиссура была крепкой, труппа — великолепной. Это был театр Марецкой, Раневской, Мордвинова, а позже — Плятта, Маркова, Жженова, находившихся в расцвете дарования Тереховой и Дробышевой. Теперешняя моссоветовская режиссура не очень хороша, труппа осталась крепкой (Тараторкин, Остроумова и Стеблов украсят любой театр), но нынешние бенефицианты напоминают о прежних, ставших легендарными временах этой сцены.
Народные артисты России Иванов и Адоскин самого первого положения в труппе не занимали: они были хорошими и уважаемыми актерами на вторые роли. (Хотя время от времени получали и первые.) Нынче это понятие уходит, вместе с ним исчезает и целый пласт театральной культуры — без хорошего артиста второго плана невозможен качественный спектакль. Больших, многофигурных, выверенных как часы и звучащих словно музыка, обстоятельных постановок больше нет, а когда-то свою ноту в них вносили герои «Комиков». Сейчас на Бориса Иванова и Анатолия Адоскина поставили спектакль, и это на свой лад тоже очень трогательно: «Комики» должны стать венцом их карьеры.
Удалась ли премьера? На такой вопрос ответить трудно: спектакль медленно набирает ход, и постепенно в «Комиках» начинает звучать личная — и очень трогательная — исполнительская нота.
Хотя это вполне может быть иллюзией зрителя, благодарного прежнему Театру Моссовета.