Вячеслав Долгачев: Зато у нас отличные артисты
— Все, кто руководили Новым драматическим до меня — и Виталий Викторович Ланской, и Виктор Карлович Монюков, и Борис Александрович Львов-Анохин, — сталкивались с одной и той же проблемой. Театр расположен вдали от центра Москвы, на глухой окраине, за метро ВДНХ, у платформы Лось: он находится вне профессионального контекста, у него своя, окраинная, обладающая специфическими реакциями публика. На первые спектакли театралы, случается, и добираются, премьеры еще собирают полные залы, а затем мы вынуждены работать неполную неделю. Близлежащие районы не могут стабильно заполнить даже наш небольшой, вмещающий триста человек зал… Раньше к нам приезжали жители Мытищ, но теперь там открылся свой собственный театр, и он расположен от них куда удобнее. Мы стали заложниками принятой в советские времена директивы, когда в целях пущей демократизации культуры было решено разместить театры на рабочих окраинах. Этот план благополучно провалился, а мы остались — и жизнь Нового театра превратилась в борьбу с обстоятельствами места.
Раньше он время от времени гастролировал в центре Москвы, на сценах МХАТа, Таганки и «Современника», но теперь цены за аренду выросли так сильно, что мы не можем себе этого позволить. Давным-давно Новому драматическому было обещано здание кинотеатра «Форум» — сперва его отдали под Театр Спивакова, и «Форум» долго стоял пустой, а теперь — под Музей Михаила Шемякина. В Москве чуть ли не каждый день возникают новые театры и театрики, а Новый драматический, театр со своей историей, с пользующимися признанием спектаклями, властями полузабыт…
— Театры и театрики создаются под звонкие актерские имена, под засвеченные на кино- и телеэкране лица. В вашем театре звезд нет: Новый драматический слился с окраиной, деньги и помещения у него наверняка перехватят престижные, статусные проекты.
— Зато у нас есть отличные артисты — Любовь Новак, Наталья Беспалова, Александр Курский. О них должны узнать как можно больше людей, надо «раскрутить» их имена — этим, среди прочего, я и собираюсь заняться. Борис Александрович Львов-Анохин ставил замечательные спектакли, и нам есть что предложить Москве, но она не может этого взять — до Нового драматического очень трудно доехать. Многим из наших актеров приходится добираться на работу по два часа…
Управление культуры тратит на театр довольно большие деньги, и мне кажется, что платформа Лось не лучшее место для их размещения. Помещение в центре Москвы получить сложно, да и местные зрители имеют право на свой театр, но, может быть, есть возможность отправлять Новый драматический на гастроли? Сейчас на них почти никто не ездит, гастроли стали монополией антреприз. А ведь в нашем театре, как я уже сказал, есть превосходные артисты.
— Но провинциальная публика, как и московские власти, клюет только на хорошо известные имена. Значит, вы собираетесь вводить в спектакли Нового драматического звезд…
— Это вполне возможная вещь. В конце концов так поступают многие театры. Даже во МХАТе, где я проработал больше десяти лет, Олег Павлович Табаков, имея в своем распоряжении великолепную труппу, приглашает на роли Наталью Гундареву и Евгения Миронова.
— Но все это дело будущего, а впереди у вас новый сезон. Что вы собираетесь ставить, каков будет репертуар театра?
— У Нового драматического очень небольшой бюджет, и он уже распределен. Первая премьера этого сезона — спектакль по пьесе Франсуазы Саган «Сиреневое платье Валентины» в постановке молодого режиссера Карена Нерсисяна с Любовью Новак и Натальей Беспаловой в главных ролях. Актер нашего театра Михаил Ремезов репетирует «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, а режиссер Василий Федоров — драматическую оперу «Капитанская дочка».
— И это все? Вы не собираетесь пригласить кого-то на постановку, не выпустите собственную работу?..
— Я надеюсь, что эти спектакли выйдут в первой половине сезона. Затем я собираюсь поставить новую, специально для меня написанную пьесу Гельмана «Претендент».
— И, наконец, хотелось бы узнать и о вашей художественной программе…
— А вот об этом даже не спрашивайте. Для художественной программы нужны обеспечивающие ее условия. Хотя, на самый худой конец, можно ставить спектакли и на крыше.