Евсей Любимов-Ланской
Народный артист РСФСР
1883—1943
Биография
Учился в Харьковской театральной школе (1902—04). Впервые выступил на сцене в 1904 (г. Осташков). В1906—07 играл в харьковской труппе Дюковой. Совместная работа с М. В. Дальским, П. В. Самойловым явилась для Любимова-Ланского школой реалистического искусства. В дореволюционные годы Любимов-Ланской служил в Кишинёве, Тифлисе, Н. -Новгороде, Орле, Воронеже, Самаре, Саратове, Казани, Киеве, Одессе. Роли: Фамусов, Городничий, Франц Моор, Фрол Федулыч, царь Эдип, Ричард III, Шейлок.
Впервые Любимов-Ланской обратился к режиссуре в Херсоне, где он возглавил Товарищество актёров (1914). Руководил актёрскими коллективами в Батуми, Сухуми, Баку (1915—18), где организовал Первую рабочую студию (1918). Возглавлял театры в Астрахани, Саратове (1919—22).
В 1923 вступил в труппу Театра им. МГСПС. Первая режиссёрская работа Любимова-Ланского в этом театре — «Нора» (1923).
В 1925 — 40 годах Любимов-Ланской — директор и художественный руководитель Театра им. МГСПС (с 1938 г. — театр имени Моссовета).
В 1941 — 43 годах он - актер Малого театра.
Любимов-Ланской сыграл выдающуюся роль в борьбе за утверждение в театре советской драматургии. Его деятельность характеризовалась высокой гражданственностью страстной идейной целеустремлённостью. Он один из самых активных деятелей советского театра 20-х гг., создатель первых реалистических революционных спектаклей. Этапным в истории сов. театра был поставленный Любимовым-Ланским в 1925 спектакль «Шторм», проникнутый революционной романтикой, высокой патетикой. Он же первым поставил «Цемент» Гладкова (1926), «Мятеж» Фурманова и Поливанова, «Рельсы гудят» (1928) и «Город ветров» (1929) Киршона, «Ярость» Е. Яновского (1929) и др. Отличительные черты постановок Любимова-Ланского — строгая, точная фиксация жизни, документальность и в то же время революционность, агитационность. Любимов-Ланской называл руководимый им театр театром «социальной правды», а его реализм —«реализмом пристрастным, язвительным, острым, классово-трезвым». Он добивался публицистической остроты, обнажённости социальных характеристик персонажей спектакля; тонкие нюансы переживаний героев, их психология вне революционной борьбы его не интересовали. Уделяя пристальное внимание постановке массовых сцен, Любимов-Ланской подчеркивал необходимость «выявить» и «создать определённый конфликт» для массы, столкнуть в ней разного рода враждебные друг другу стихии", а также «заразить народную массу темпераментом, увлечь пламенным революционным энтузиазмом».
Среди спектаклей, поставленных Любимовым-Ланским «Георгий Гапон» (1925) Шаповаленко, «Штиль» (1927) и «Жизнь зовёт» (1934) Биль-Белоцерковского,«Константин Терёхин» («Ржавчина) Киршона и Успенского (1927), »1927-й год" Гандурина (1930), «Апшеронская ночь» Никитина (1937), «Фландрия» Сарду (1940).
Лучшие роли Любимова-Ланского на сцене Театра имени МГСПС и Театра имени Моссовета — профессор Мамлок (Вольфа), Чадов («Жизнь зовёт» Билль-Белоцерковского). Полежаев («Беспокойная старость»), Окаёмов («Машенька»).
Впервые Любимов-Ланской обратился к режиссуре в Херсоне, где он возглавил Товарищество актёров (1914). Руководил актёрскими коллективами в Батуми, Сухуми, Баку (1915—18), где организовал Первую рабочую студию (1918). Возглавлял театры в Астрахани, Саратове (1919—22).
В 1923 вступил в труппу Театра им. МГСПС. Первая режиссёрская работа Любимова-Ланского в этом театре — «Нора» (1923).
В 1925 — 40 годах Любимов-Ланской — директор и художественный руководитель Театра им. МГСПС (с 1938 г. — театр имени Моссовета).
В 1941 — 43 годах он - актер Малого театра.
Любимов-Ланской сыграл выдающуюся роль в борьбе за утверждение в театре советской драматургии. Его деятельность характеризовалась высокой гражданственностью страстной идейной целеустремлённостью. Он один из самых активных деятелей советского театра 20-х гг., создатель первых реалистических революционных спектаклей. Этапным в истории сов. театра был поставленный Любимовым-Ланским в 1925 спектакль «Шторм», проникнутый революционной романтикой, высокой патетикой. Он же первым поставил «Цемент» Гладкова (1926), «Мятеж» Фурманова и Поливанова, «Рельсы гудят» (1928) и «Город ветров» (1929) Киршона, «Ярость» Е. Яновского (1929) и др. Отличительные черты постановок Любимова-Ланского — строгая, точная фиксация жизни, документальность и в то же время революционность, агитационность. Любимов-Ланской называл руководимый им театр театром «социальной правды», а его реализм —«реализмом пристрастным, язвительным, острым, классово-трезвым». Он добивался публицистической остроты, обнажённости социальных характеристик персонажей спектакля; тонкие нюансы переживаний героев, их психология вне революционной борьбы его не интересовали. Уделяя пристальное внимание постановке массовых сцен, Любимов-Ланской подчеркивал необходимость «выявить» и «создать определённый конфликт» для массы, столкнуть в ней разного рода враждебные друг другу стихии", а также «заразить народную массу темпераментом, увлечь пламенным революционным энтузиазмом».
Среди спектаклей, поставленных Любимовым-Ланским «Георгий Гапон» (1925) Шаповаленко, «Штиль» (1927) и «Жизнь зовёт» (1934) Биль-Белоцерковского,«Константин Терёхин» («Ржавчина) Киршона и Успенского (1927), »1927-й год" Гандурина (1930), «Апшеронская ночь» Никитина (1937), «Фландрия» Сарду (1940).
Лучшие роли Любимова-Ланского на сцене Театра имени МГСПС и Театра имени Моссовета — профессор Мамлок (Вольфа), Чадов («Жизнь зовёт» Билль-Белоцерковского). Полежаев («Беспокойная старость»), Окаёмов («Машенька»).