Серафима Бирман
Народная артистка РСФСР,
Лауреат Сталинской премии
Лауреат Сталинской премии
10 августа 1890—11 мая 1976
Биография
Великая театральная актриса, режиссер, педагог, обладательница необычайно широкого актерского диапазона. Играла как остро комедийные роли, так и трагические.
Родилась в Кишиневе. Окончила частные Курсы драмы А. И. Адашева, где преподавали актеры МХТ и легендарный «Сулер», сподвижник Станиславского, режиссер и педагог Л. А. Сулержицкий.
В 1911-1913 годах — актриса МХТ, где дебютировала в роли Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, а затем сыграла Леночку Лобастову («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина), «голос» в пушкинском «Пире во время чумы» («Он сумасшедший!..»), девицу Перепелицыну («Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому) и другие роли.
В 1913-1936 годах — актриса Первой студии МХТ (при этом продолжала играть в МХТ), а затем — МХАТ-II.
Среди ролей в Первой студии — г-жа Босс в «Гибели „Надежды“» Г. Гейерманса, а также Августа в «Празднике мира» Г. Гауптмана и Вдовствующая королева в «Эрике XIV» (оба в постановке Е. Вахтангова).
В годы Первой мировой войны, будучи артисткой Первой студии МХТ, работала сестрой милосердия.
В спектаклях МХАТ-II сыграла Анну Трощину в «Чудаке» А. Афиногенова, Двойру в «Закате» И. Бабеля, маникюршу Тамару в «Евграфе — искателе приключений» А. Файко, Виоланту в «Испанском священнике» Флетчера, Улиту в «Тени освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, королеву Анну в инсценировке «Человек, который смеется» В. Гюго.
Здесь в 1923 году Бирман дебютировала и как режиссер, поставив спектакль «Любовь — книга золотая» А. Толстого.
В 1936-1938 гг. после закрытия МХАТ-II вместе с И. Берсеневым и С. Гиацинтовой работала в Театре МОСПС, а затем стала одним из основателей Театра им. Ленинского комсомола, где помимо актерской работы активно занималась режиссурой, поставив спектакли: «Зыковы» М. Горького (1940), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942); «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хелман (1945), «Под каштанами Праги» (1945) и «Русский вопрос» (1947) К. Симонова.
В 1959 году вступила в труппу Театра имени Моссовета, бывший МОСПС.
Роли и постановки С. Г. Бирман в Театре имени Моссовета:
Исполнительница заглавной роли и постановщик спектакля «Васса Железнова» Максима Горького (1936),
Мать — «Салют, Испания!» А. Афиногенова (1936),
«Маленькие трагедии» («Каменный гость») А. С. Пушкина – постановщик спектакля (1937),
«Вечер памяти А. С. Пушкина» — постановщик спектакля (1937),
«Сыновья» К. Финна — постановщик спектакля (1937),
Марья Васильевна Войницкая — «Леший» А. П. Чехова (1960),
Сиделка Портер — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1961),
Хима Стратоновна Верба — «Антей» М. Зарудного (1961),
Фтататита — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1964),
Софья Петровна Карпухина — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1964),
Поэтесса — «Бунт женщин» Н. Хикмета и В. Комиссаржевский (1966),
Пожилая учительница — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1967),
Мари де Сент-Экзюпери — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина (1967),
Ведущая — «Спектакль-концерт» (1970).
Снималась в кинофильмах:
«Закройщик из Торжка», «Конец Санкт-Петербурга», «Победа женщины», «Девушка с коробкой», «Друзья», «Валерий Чкалов», «Иван Грозный», «Безумный день», «Обыкновенный человек», «Дон Кихот», «Человек с ружьем».
Автор книг «Путь актрисы», «Труд актера», «Судьбой дарованные встречи».
Скончалась 11 мая 1976 года. Покоится на Новодевичьем кладбище (колумбарий).
Родилась в Кишиневе. Окончила частные Курсы драмы А. И. Адашева, где преподавали актеры МХТ и легендарный «Сулер», сподвижник Станиславского, режиссер и педагог Л. А. Сулержицкий.
В 1911-1913 годах — актриса МХТ, где дебютировала в роли Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, а затем сыграла Леночку Лобастову («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина), «голос» в пушкинском «Пире во время чумы» («Он сумасшедший!..»), девицу Перепелицыну («Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому) и другие роли.
В 1913-1936 годах — актриса Первой студии МХТ (при этом продолжала играть в МХТ), а затем — МХАТ-II.
Среди ролей в Первой студии — г-жа Босс в «Гибели „Надежды“» Г. Гейерманса, а также Августа в «Празднике мира» Г. Гауптмана и Вдовствующая королева в «Эрике XIV» (оба в постановке Е. Вахтангова).
В годы Первой мировой войны, будучи артисткой Первой студии МХТ, работала сестрой милосердия.
В спектаклях МХАТ-II сыграла Анну Трощину в «Чудаке» А. Афиногенова, Двойру в «Закате» И. Бабеля, маникюршу Тамару в «Евграфе — искателе приключений» А. Файко, Виоланту в «Испанском священнике» Флетчера, Улиту в «Тени освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, королеву Анну в инсценировке «Человек, который смеется» В. Гюго.
Здесь в 1923 году Бирман дебютировала и как режиссер, поставив спектакль «Любовь — книга золотая» А. Толстого.
В 1936-1938 гг. после закрытия МХАТ-II вместе с И. Берсеневым и С. Гиацинтовой работала в Театре МОСПС, а затем стала одним из основателей Театра им. Ленинского комсомола, где помимо актерской работы активно занималась режиссурой, поставив спектакли: «Зыковы» М. Горького (1940), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942); «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хелман (1945), «Под каштанами Праги» (1945) и «Русский вопрос» (1947) К. Симонова.
В 1959 году вступила в труппу Театра имени Моссовета, бывший МОСПС.
Роли и постановки С. Г. Бирман в Театре имени Моссовета:
Исполнительница заглавной роли и постановщик спектакля «Васса Железнова» Максима Горького (1936),
Мать — «Салют, Испания!» А. Афиногенова (1936),
«Маленькие трагедии» («Каменный гость») А. С. Пушкина – постановщик спектакля (1937),
«Вечер памяти А. С. Пушкина» — постановщик спектакля (1937),
«Сыновья» К. Финна — постановщик спектакля (1937),
Марья Васильевна Войницкая — «Леший» А. П. Чехова (1960),
Сиделка Портер — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1961),
Хима Стратоновна Верба — «Антей» М. Зарудного (1961),
Фтататита — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1964),
Софья Петровна Карпухина — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1964),
Поэтесса — «Бунт женщин» Н. Хикмета и В. Комиссаржевский (1966),
Пожилая учительница — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1967),
Мари де Сент-Экзюпери — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина (1967),
Ведущая — «Спектакль-концерт» (1970).
Снималась в кинофильмах:
«Закройщик из Торжка», «Конец Санкт-Петербурга», «Победа женщины», «Девушка с коробкой», «Друзья», «Валерий Чкалов», «Иван Грозный», «Безумный день», «Обыкновенный человек», «Дон Кихот», «Человек с ружьем».
Автор книг «Путь актрисы», «Труд актера», «Судьбой дарованные встречи».
Скончалась 11 мая 1976 года. Покоится на Новодевичьем кладбище (колумбарий).