Сад «Аквариум»

Территория, занимаемая в настоящее время садом «Аквариум» с расположенным в нем Театром имени Моссовета, на рубеже ХVIII-ХIХ веков входила в состав земельных владений Новодевичьего монастыря и была занята под монастырские огороды и пруд.

Историю непосредственно сада «Аквариум» можно исчислять с 1893 года, когда владения купца I гильдии, потомственного почетного гражданина и крупного московского землевладельца М. С. Малкиеля арендовал знаменитый антрепренер и режиссер Михаил Валентинович Лентовский под устройство здесь увеселительного сада под названием «Чикаго», в честь проходившей в городе Чикаго Всемирной выставки. Ломали асфальт, выламывали под ним кирпич, рыли колоссальные ямы… Привозили из окрестностей Москвы и сажали с корнями выкорчеванные столетние деревья. И через каких-нибудь две недели асфальтовая площадь превратилась в «старый» тенистый сад, наполненный ароматом. Шумели развесистые вековые деревья, и огромными пестрыми благоухающими коврами раскинулись под ними грандиозные клумбы цветов. Внимание публики привлекали изящный нарядный летний театр, несколько эстрад, павильон. В центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. На месте, где раньше размещался пруд, был устроен «каменный грот».

В 1897 году владение было продано кандидату прав И. С. Соловейчику. Он продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение. В 1898 году театр и сад арендовал «дореволюционный столп антрепризы» предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад и получил нынешнее название «Аквариум». Предполагают, что название было дано с оглядкой на аналогичный увеселительный сад в Петербурге. Существовала даже, как и в Петербурге, маленькая искусственная речка с мостиком от декоративного павильона к музыкальной эстраде. Московский сад сразу завоевал любовь публики: «в “Аквариуме” у Омона недурно…», — писал А. П. Чехов в письме к актеру А. И. Южину.

Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX вв. занимали значительное место в культурной жизни Москвы. Для публики играли духовые оркестры, выступали борцы и силачи, в том числе и Иван Поддубный, и даже была построена корзина-клетка для демонстрации циркового аттракциона «Гонки на мотоцикле по вертикальной стене». Здесь, в здании зимнего театра «Майской ночью» Н. А. Римского-Корсакова, начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал театр «Буфф» и устраивались дивертисментные программы, был открыт один из первых синематографов в городе.

В 1910 году по проекту архитектора А. Н. Новикова был выстроен новый вход. В саду в разные годы работали тир, кегельбан, фотография, площадка для гимнастики, в одной из беседок размещался аквариум. В 1910—1912 годах в здании зимнего театра действовал каток.

В 1921 году в течение весны и лета ежедневно на открытой сцене сада «Аквариум» с большим успехом шел спектакль «Путешествие Бульбуса 17—21», сатирическое обозрение после революционнной жизни, где четыре роли исполнял Леонид Утесов, и где он впервые выступил как руководитель комического джазового голосового оркестра (джаз-гол).

В 1923 году в зимнем театре «Аквариум» открывается Мюзик-холл, где выступают Н. П. Смирнов-Сокольский, Л. О. Утесов, Г. М. Ярон и др., а с 1927 годаработает Театр оперетты.

Не был забыт «Аквариум» и своим знаменитым соседом — писателем М. А. Булгаковым, жившим в доме 10 по Большой Садовой улице, который сделал сад и мюзик-холл местом проведения Воландом знаменитого сеанса черной магии, описанного в романе «Мастер и Маргарита».

В 1940 году на месте старого театра, пришедшего в плачевное состояние, по проекту архитектора А. Н. Федорова началось возведение нового здания, которое было прервано начавшейся войной. И только в 1959 году на том же месте снова развернулось строительство здания театра. Автором проекта стал архитектор М. С. Жиров в соавторстве с архитекторами Р. Я. Закаряном, З. П. Государевой, В. М. Перлиным и инженером Б. В. Щепетовым. Авторский коллектив представил планы и проработанные рисунки главного фасада здания с 12-ю каннелированными колоннами без капителей, оформлявшими центральный вход. Над центром фасада располагалась арка с элементами скульптурного декора, по бокам — изогнутая декоративная каменная стенка-забор. Однако к концу 50-х годов архитектурные излишества уже вышли из моды и проект было решено упростить. Колонны, выстроенные на высоту одного этажа, просто перекрыли козырьком, превратив его в открытую веранду, и облицевали гладким гранитом. Но интерьеры театра были завершены по первоначальному проекту.

5 декабря 1959 года зрители спешили в сад «Аквариум» на спектакль в новое здание Театра имени Моссовета, которое стало постоянным местом прописки коллектива. Сегодняшнее здание театра имеет удобный трехъярусный зал на 1000 мест и сцену «Под крышей» на 120 мест, красивое просторное фойе с зимним садом, музейной экспозицией, буфетами и местами для отдыха, открытую летняю веранду, детскую игровую комнату.

В 1975 году территория сада «Аквариум» была реконструирована и превращена в зеленую площадку для отдыха. Тогда же была установлена новая ограда, отделившая сад от улицы.

В 2001 году по инициативе Правительства Москвы сад был существенно обновлен: появился комплекс из трех фонтанов, красивые арки, таинственный грот, в тенистых аллеях расположились удобные скамейки.

Можно сказать, что в этом месте веками формировались культурное пространство и художественная аура города. Сегодня этот исторически сложившийся зеленый уголок в центре столицы приобрел новый облик, стал еще более привлекательным и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы.

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×