Пресса

Роман по телефону

В театре имени Ермоловой поставили спектакль «Невидимки» по пьесе Леонида Зорина, которому исполнилось 80 лет

В последнее время пьесы Зорина почти не появляются на театральных афишах, и только художественный руководитель театра Владимир Андреев продолжает сотрудничать с известным драматургом.

Возникает вопрос: почему прославленный автор, пьесы которого с таким трудом пробивались на сцену в советский период, а некоторые были вообще запрещены (например, «Медная бабушка» и «Римская комедия»), нынче не в моде? Время сыграло злую шутку с Леонидом Зориным, так как прежде одной из главных его тем было противостояние общества и личности. Сегодня эта тема отошла на второй план. Средний человек чувствует себя более или менее спокойно, его не притесняют, ему разрешают говорить все, что он думает, и в то же время до него никому нет дела. Поэтому у него одна забота — обеспечивать себе достойное материальное существование. А раз в обществе нет явного конфликта человека с властью, по части свободы, то и у театра нет потребности в таких пьесах. Я не говорю о художественных достоинствах драматургии Леонида Генриховича — они вне сомнений, но постановщики не могут довольствоваться только этим, им нужны внутренний (современный) нерв, броские эффекты.

В пьесе с загадочным названием «Невидимки» ничего экстраординарного не происходит, ее герой — пожилой историк, безвылазно сидящий в своей квартире и погруженный в прошлое, которое ему очень интересно анализировать и сопоставлять с днем нынешним. Он даже ни разу не встречается с девушкой, которая однажды, набрав по ошибке его номер телефона, стала постоянно ему звонить, находя их беседы очень интересными для себя. Дошло до того, что она заочно влюбилась в телефонного собеседника, не зная сколько ему лет — в конце концов какое это имеет значение, когда речь о любви? А для историка имеет, не только потому, что он боится разочарования со стороны юной прелестницы (в исполнении Марии Бортник она действительно очень хороша), все куда сложнее — фактически они люди с разных планет, и поэтому их союз вряд ли возможен. Так, начав с «Варшавской мелодии», где тоталитарная система сломала судьбу двух влюбленных, через «Перекресток», где герои вновь встретились спустя 30 лет и поначалу друг друга не узнали, Зорин завершает свою трилогию о любви историей двух невидимок, назначающих свидание по телефону.

Последнюю пьесу он посвятил своему другу Владимиру Андрееву, ибо знал, что только этот глубоко интеллигентный актер может передать одиночество человека, чувствующего себя чужим на празднике жизни, где все продается и покупается. В актерской природе Андреева нет агрессии, он добр, и печаль его героя светла. Мудрость, даруемая человеку с годами, делает из него философа, но, как известно, сыграть интеллект на сцене невозможно, он или есть у исполнителя, или его нет. Владимир Андреев относится к той редкой категории актеров, которые умеют мыслить на сцене, втягивая в орбиту своих размышлений публику. Вот почему спектакль «Невидимки», поставленный на малой сцене, похож на задушевный диалог со зрительным залом, в котором главный герой спрашивает: почему мир так устроен, почему люди не делают выводов из ошибок предыдущих поколений? Вопрос, казалось бы, риторический, но ведь истинный интеллигент тем и отличается от обывателя, что постоянно сомневается и всю вину за несовершенство мира и человека берет на себя.

Таким образом, Леонид Зорин и в пьесе «Невидимки» остается верным собственным идеям, своему герою, который ни при каких обстоятельствах не позволяет себе превращаться в маленький винтик большого механизма и всегда отстаивает свою точку зрения — неважно, интересна она кому-то или нет.
Любовь ЛебединаТруд26.01.2005

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×