Logo
РепертуарИсторияСад АквариумСпектакльПрессаКасса

Другие страницы: 22 23 2425

«Ах!» — имя существительное
Тридцатилетие «Бедной Лизы»
«Культура»
Театр «У Никитских ворот» пригласил друзей в Театральный центр СТД «На Страстном» на праздник — играли один из старейших спектаклей театра — «Бедную Лизу» Марка Розовского, идущую в театре с 1986 года. Впрочем, родился этот легендарный мюзикл еще раньше, и на афише красовалось: «В честь тридцатилетия».

В 1973 году, после закрытия популярнейшего в те годы Театра МГУ «Наш дом», опальный Марк Розовский случайно столкнулся с Георгием Товстоноговым. Двух минут в лифте, как гласит легенда, хватило, чтобы энергия дилетанта покорила мэтра, и Розовский, не имевший профессионального режиссерского образования, не знавший нот и никогда не работавший на профессиональной сцене, поставил свое «литературно-музыкальное представление» по повести Карамзина в БДТ. Это был по тем временам совершенно невероятный подход к классике. Легко игравшаяся «натуральная» многословная проза Карамзина соседствовала с удачно стилизованными стихами Юрия Рященцева.

Затем Розовский поставил «Бедную Лизу» в рижском Театре русской драмы, а затем — и в своем собственном Театре «У Никитских ворот».

В 1989 году фотографии юной Ольги Лебедевой, страстно и стремительно игравшей в то время Бедную Лизу, украсили страницы английских газет. «Бедная Лиза» получила премию «Первый на Фриндже» Эдинбургского фестиваля, прошествовала через Авиньон и Гренобль.

В спектакль приходили новые Лизы и Эрасты, отчасти меняя смысловые акценты и динамику развития действия. Роскошные декорации и костюмы Аллы Коженковой в БДТ сменились более скромными — Ксении Шимановской в Театре «У Никитских ворот». Неизменными оставались легкость, ирония, добрые чувства, которые волной шли по залу, когда герои перед началом действия пели приветствие «сентиментальной прозе» и восклицали по отдельности и хором: «Ах!»

В юбилейный вечер Розовский не мог не поэкспериментировать: ко всеобщему удовольствию, дал возможность выйти в роли Эраста эдинбургскому лауреату Владимиру Юматову, а в роли Лизы — Екатерине Гусевой.

На поклоны на сцену поднялись Лизы разных лет из Москвы и Риги.

Александра Лаврова, 19-02-2004