Суета с претензиями

"Переполох в «Голубятне» на сцене «Содружества актеров Таганки»

"Переполох в «Голубятне», «муЖикальная комедия», — уже эта игра слов, вероятно, должна привлечь одних и, наверное, отсечь каких-то других зрителей.

Не стоит говорить, что первые, мол, не слишком разборчивы в оттенках смешного, а немногие другие — ценители подлинного, высокого искусства. В любом жанре главное — быть профессионалом, даже легкомысленная комедия нуждается и в ремесле, и в мастерстве.

«Переполох», по Далю, — тревога, внезапный испуг, смятенье от опасности. «Голубятня» — в данном случае — название популярного где-то за границей ночного травести-кабаре. В том же доме, где клуб, но на втором этаже проживают его владельцы, Альбен и Жорж, можно сказать, супруги. Далее по сюжету: «внезапный приезд сына Жоржа (Федор Добронравов), собравшегося жениться на дочери самого консервативного политика Франции, внесет в эту тихую обитель хаос, сумятицу и переполох. Героям предстоит нелегкое испытание: убедить своих будущих родственников — депутата и его жену — в своей нравственной и моральной чистоте. Маски, перья, парики, женские наряды — что только не пойдет в ход во имя достижения поставленной цели!» Такая вот развеселая история, со скандалами, переодеваниями, размолвками в «добропорядочном» семействе, вернее, семействах, поскольку политику (Владимир Стеклов) в итоге приходится бежать, переодевшись в женское платье.

Судя по тексту Жана Пуаре, который звучит в переводе Владимира Сергеева,"Переполох в «Голубятне» написан по рецептам хорошо сделанной пьесы, в данном случае — еще и комедии, где публике положено раз в несколько минут выдавать новый и неожиданный поворот сюжета, где ценится скорость и, как запятые при перечислении, одна за другой должны следовать шутки. Все это вроде бы наличествует. Как и положено в антрепризе, в новом спектакле «Арт-партнера ХХI» играют в основном люди известные (помимо уже названных Сергей Зарубин играет звезду кабаре Альбена, Ольга Лапшина — супругу политика-консерватора, Галина Петрова — настоящую мать и бывшую подругу Жоржа). И смеху много. А радости нет┘

Режиссер Нина Чусова, молодая, замечательная и талантливая, как ни грустно говорить об этом, кажется, совсем разучилась работать. Все же комедия — не одни только шутки, произнесенные вслух, не только вытаращенные из орбит глаза, не только┘ Короче говоря, для того, чтобы вышел такой спектакль, вовсе не обязательно приглашать известного режиссера, а декорации, обозначающие некое «среднестатистическое» представление о квартире над травести-клубом, можно собрать, не прибегая к услугам сразу двух художников. Лишние хлопоты. Зачем?.. Если, судя по телевизионным рейтингам, наибольшим успехом пользуется юмор незатейливый.

Есть, пожалуй, еще один повод для, скажем так, печали. В театре, как известно, на сцене играют. То есть актеры не выходят и не говорят «от себя». Актер «Сатирикона» Сергей Зарубин, конечно, неподражаем в женских ролях, недавно — в роли Цесарки («Шантеклер»), давно — кто помнит — в музыкальных номерах «Сатирикон-шоу». Но в интернете, задав поиск на его фамилию, тут же наткнешься на упоминание о том, что Сергей Зарубин — он же Лора Колли, «самый яркий травести российского кабаре». То есть в «Переполохе┘» он выходит, если можно так сказать, собственной персоной, и никакой игры с этим образом нет, точно так, как если бы Нина Чусова первой открыла в Зарубине прежде дремавшие актерские и человеческие способности. Никакой фантазии — так и хочется сказать, бросив в первую очередь этот упрек режиссеру.

Справедливости ради один момент, этакий привет из блестящего театрального прошлого одного из участников нового антрепризного проекта, отметить следует. Жалуясь на бедность нынешнего своего репертуара, Альбен-Зарубин поминает прошлое, и в эту секунду рождается короткая пародия-воспоминание о «Служанках» Виктюка, в которых когда-то давно, 20 лет назад, Зарубин играл Месье. Что ж, и это — было.

А на сцене «Содружества актеров Таганки», где «Арт-партнер ХХI» имеет, кажется, уже постоянную прописку, царит, скорее, не переполох, а суета, которая, по тому же Далю, означает тщету, пустоту помыслов людских, равно и все вздорное или противное вечному благу нашему в обычаях наших и в роде жизни. Увы-увы.
Григорий ЗаславскийНезависимая газета25.07.2007

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

×