Logo
РепертуарИсторияСад АквариумСпектакльПрессаКасса
<< вернуться к персоне
Книга, изменившая страну

Вести.Ру
Александр Филиппенко в роли Ивана Денисовича. Моноспектакль по повести Александра Солженицына прошел на сцене фонда «Русское зарубежье». Постановка выдающегося режиссера Давида Боровского приурочена ко дню рождения писателя. Произведение, которое потрясло поколение 60-х, с годами не утратило своей невероятной психологической силы.

Советский Союз — как один сплошной «Архипелаг ГУЛАГ», испещренный названиями лагерей. Есть и особый — Экибазстузский, где зэк Солженицын задумал «Один день Ивана Денисовича», основанный на собственном опыте.

В 1962 году рассказ о крестьянине Иване Шухове, приговоренном к десяти годам лишения свободы только за то, что попал к немцам в плен, а потом сбежал, страну потряс. Мертвый Сталин низложен, но чтобы так — открыто, через публикацию в журнале — про миллионы, загубленные репрессиями, никто еще не сказал. Как позже писал сам Солжненицын, «сколько моих предшественников не дописало, не доползло, не докарабкалось, а мне это счастье выпало — в раствор железных полотен, перед тем как снова им захлопнуться, просунуть горсточку правды».

«Была такая лавина писем, самых разных, не только от зэков, которые кланялись в землю автору, но и от бывших охранников или от действующих охранников, которые желали ему провалиться сквозь землю», — вспоминает супруга Александра Исаевича Наталья Солженицына.

Публикацию «Одного дня Ивана Денисовича» «продавил» на политбюро Хрущев. После «Нового мира» рассказ вышел отдельным изданием, которое через восемь лет будут уничтожать по инструкции ЦК партии. Страницы из журналов вырывать.

Александр Филиппенко говорит, что тогда — в шестидесятые — испытал шок, прочитав «Один День Ивана Денисовича». «Мы должны знать свои беды и победы», — считает актер. Кроме того, по его мнению, этот рассказ — инструкция по выживанию в нечеловеческих условиях.

«Я в лицеях детских читал. Дети слушали больше двух часов!» — рассказывает Александр Филиппенко. — Учителя были в шоке, хотя и преподается эта вещь в одиннадцатом классе".

За кулисы, говорит актер, молодые люди приходили с квадратными глазами. Было видно, что в головах у них после двухчасового монолога что-то происходит.

Гуля Балтаева, 15-12-2006