Logo
РепертуарИсторияСад АквариумСпектакльПрессаКасса
<< вернуться к персоне
Всем на каток
«Кавалеры» в Театре им. Моссовета
Театрал
Для своей новой постановки Юрий Еремин переписал комедию Карло Гольдони «Хитроумная вдова». Перенес действие из восемнадцатого века в условную современность (то ли в наши дни, то ли на тридцать — сорок лет назад), вытравив из пьесы малейшие намеки на изысканность и философию. Спектакль явно рассчитан на тех, кто не привык много размышлять.

На сцене нет ни остроумных разговоров, ни старинного антуража, ни галантных манер. Зато есть грубоватая динамика рекламных клипов, развязный напор ток-шоу, эстрадные шуточки и ошеломительные спецэффекты. Главный трюк спектакля — виртуозное катание всех его участников на роликах — готов затмить все. Порой даже не ясно, зачем представлению понадобилась затейливая интрига, гениально придуманная Гольдони и в общих чертах сохранившаяся в сценарии Еремина. Катались бы себе и катались! Но сюжет в спектакле все-таки есть.

В красивую вдову Розалину (Лилия Волкова), проживающую в Венеции, влюблены пятеро мужчин разных возрастов и национальностей. Нежные и страстные признания сопровождаются сложными пассажами фигурного катания. Само собой, круче всех лихачит тот, кто любит сильнее. Валерий Яременко (Винченцо) стремителен и порывист, как разъяренный барс. Пламенный ревнивец не терпит не только соперников, но даже их национальных флагов — срывает и швыряет в близлежащую урну. Ведь государственные полотнища, согласно законам спортивного соревнования, поднимаются в честь победителей.

Актеры — заложники режиссерского замысла. С задачами, предложенными им Юрием Ереминым, все справляются с той или иной долей успеха. Жаль только, что текст пьесы немилосердно урезан в угоду зрелищным трюкам и некоторые роли оказались совсем куцыми. Большинству приходится играть не характеры, а маски.

Во втором действии роликов нет, и драматического действия побольше. Но схематичная однозначность продолжает торжествовать. Решительно ступая по надежным подмосткам, Розалина испытывает своих кавалеров на прочность чувств, соблазняя каждого в обра-зах их соотечественниц. Карикатурно-жеманный француз Лебло (Андрей Смирнов), пародийно сыгранный Михаилом Шульцем американец Ранбиф (у Гольдони богач был англичанином, но нынче в моде другие страны) и петушистый гордец-испанец Альваро (Евгений Ратьков) проваливают экзамен. Рука и сердце Розалины достаются ревнивому Винченцо. За то, что брезгливо оттолкнул ее, не узнав в обличье уличной девицы. Ничего удивительного — роль потаскушки придумана Ереминым для Розалины-Волковой так грубо и грязно, что от такой «соблазнительницы» отвернулся бы даже самый неисправимый дон-жуан.

Пятый кавалер, почтенный Паскуале, отвергнут вдовушкой еще до «конкурса» из-за преклонного возраста. Александр Леньков, загримированный до неузнаваемости под Эдуардо де Филиппо, обаятельно играет постаревшего Пьеро. Его робкие признания нелепы и трогательны, а страдания горестны и комичны одновременно.

Приближенная к Розалине горничная Мари, напротив, — самый бойкий и жизнерадостный персонаж этой истории. В событиях участвует мало, зато от души их комментирует. Лариса Кузнецова с невероятной быстротой меняет интонации, жесты, ухмылки и улыбки своей Мари. Еще чуть-чуть, и всезнающая горничная растает в воздухе, как невероятное абсурдистское видение. Преувеличенная живость служанки вполне объяснима. В спектакле ей приходится отдуваться за двоих. Другого весельчака гольдониевской пьесы, непосредственного шалопая Арлекина, Юрий Еремин превратил в грустного продавца воздушных шариков Пепе. Невольник голода, холода и безденежья терпеливо смиряется с ситуацией, но при случае не прочь ее изменить. Прислуживает иностранцам, примеряя и отвергая разные обличья. Уличный бедняк Юрия Черкасова — единственный, кто не теряет естественности в бессмысленной кутерьме аттракционов. Скептически наблюдает за ледовыми кульбитами и речевками в микрофон, оттеняя своим спокойствием нарастающее безумие. Так и кажется, что грустный Пепе отпустит вверх свои воздушные шарики и посоветует зрителям прочитать очень хорошую пьесу Гольдони «Хитроумная вдова», непонятно зачем переделанную в спортивно-театральное шоу.

Елена Губайдуллина, 16-01-2007